Posted 24 августа 2005,, 20:00

Published 24 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

На чьем поле праздник

На чьем поле праздник

24 августа 2005, 20:00
В сентябре отмечается 625-летие Куликовской битвы. Этой памятной дате посвящена выставка, устроенная Патриаршим центром. По версии организаторов экспозиции, сражение на Поле Куликовом – это часть церковной истории, которая почти не имеет отношения к тому, что о ней пишут в школьных учебниках.

Вокруг Куликовской битвы, имевшей место 8 сентября 1380 года, накопилось столько мифов и домыслов, что разгрести их нет никакой возможности. К тому же примерно за два месяца до официального 625-летия битвы начали появляться сообщения о будто бы протестующих татарах (якобы празднования оскорбляют их национальные чувства) и о том, что якобы администрация президента настоятельно советовала воздержаться от шумных торжеств. По иронии судьбы юбилей русского сражения с монголо-татарами совпал с масштабными мероприятиями к 1000-летию Казани. Так или иначе, устроители выставки в Новом Манеже решили не разбираться ни с историей, ни с политикой, ни с национальными делами.

Основным куратором этой небольшой экспозиции выступил Патриарший центр духовного развития детей и молодежи в Даниловом монастыре. И выставка, по идее, должна носить образовательный характер. Между тем всякий зритель (даже если он хоть немного знаком с историей) уйдет из Манежа совершенно запутанным и уж точно без каких-либо четких представлений о том, что случилось с русскими полками шесть веков назад. Палехские шкатулки со сталинскими портретами здесь перемешаны с поздними иконами, посвященными Сергию Радонежскому, а скромные списки древнерусских летописей (нет даже расшифровки старославянского текста – словно посетители обязаны знать их наизусть) соседствуют с великодержавными полотнами художника Василия Нестеренко (художник – своего рода облегченный вариант Глазунова).

Из памяти кураторов стерлись сведения о Пересвете, вступившем в поединок с Челубеем, о стратегии и тактике полководца Дмитрия Донского и о «значении сражения» – все то, о чем так любили рассказывать учителя средней школы. Зато высветились совсем другие моменты. В центре зала помещен ковчег с мощами Александра Невского. Рядом аннотация: накануне Куликовской битвы в Успенском соборе Владимира перед гробницей святого князя произошло чудо, возвестившее победу русских воинов. Таким образом, Александр Невский (прадед Дмитрия Донского), убитый в Орде, оказался едва ли не главным действующим лицом Мамаева побоища. Вторым по степени важности выступает святой Сергий Радонежский, благословивший русские полки. Иконы с его образом предоставила Третьяковская галерея. Однако в этих иконах нет ни единого намека на битву.

Лишь после того, как перед глазами проходит ряд почти ничем не связанных друг с другом церковных реликвий, начинаешь понимать идею выставки. В ее заголовке устроители очень проницательно добавили слово «посвящение». Это именно выставка-посвящение, не претендующая на исторический охват. Патриархии важно было подчеркнуть «церковную составляющую», пусть даже легендарную. В этом случае фантазии новорусских живописцев вполне подходят к иконам и мощам. С таким же успехом татары могли выставить свои геройские образы (того же Челубея) и вспомнить о 1380 годе как о своем этапе духовного роста.

В скором времени, кстати сказать, ожидается открытие выставки в Историческом музее, интрига которой как раз будет развиваться вокруг личностей князя Дмитрия и игумена Сергия. Чтобы составить целостное представление о Куликовской битве, придется перемещаться от одного зала Москвы в другой. А то и в Тульскую область, где находится легендарное поле и где, вопреки установкам администрации президента, все-таки собираются устроить праздник.




Политкорректные музыканты съезжаются на тысячелетие Казани

"