Posted 24 июля 2013,, 20:00

Published 24 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Писатель Януш Вишневский

Писатель Януш Вишневский

24 июля 2013, 20:00
Весной на русском языке вышел новый роман польского писателя Януша ВИШНЕВСКОГО «На фейсбуке с сыном». Эта книга – своеобразное продолжение его культового романа «Одиночество в сети». Тот же герой становится еще более одиноким после смерти матери и еще более зависимым от Интернета. «НИ» побеседовали с литератором.

– Януш, в вашем романе «Одиночество в сети» главный герой Якуб порабощен одиночеством после смерти любимой жены Натальи. Когда вы писали роман, не боялись так глубоко погружаться в бездну одиночества?

– Когда я писал «Одиночество в сети», мне казалось, что я самый одинокий человек в мире, что никакой отшельник не познал и доли моего одиночества. Сейчас все получилось бы иначе. Поэтому я никогда не напишу «Одиночества в сети-2», клянусь. Дважды в одну реку не входят – это непререкаемая истина, и только дураки пытаются ее оспорить. На мой взгляд, одиночество – самая серьезная болезнь современного человечества, по крайней мере в Европе. Многим людям кажется, что они все время простужены, им все время холодно, и они идут к терапевту. Но им необходим психолог, потому что их болезнь связана не с легкими, а с душой. У них простыла душа, и она болит, а не горло. Я получаю много писем от женщин с признаниями, что они даже летом спят в носках, потому что им холодно. А спасти от холода одиночества их может только любовь.

– В вашем новом романе «Бикини», который вы посвятили своим родителям, любовь тоже имеет свой срок, или, возможно, она никогда не кончается?

– В романе «Бикини» любовь так быстро протекает, что у нее нет времени на то, чтобы закончиться. Герои встречаются во время Второй мировой войны, и обстоятельства накладывают свой отпечаток на скорость, а следовательно, и на продолжительность их любви. Во время войны действуют совсем другие катализаторы, чем в мирное время. Возможно, что, приравнивая любовь к химическим процессам, я несколько упрощаю все могущество этого чувства. Может возникнуть мысль, что лабораторные ученые знают о любви гораздо больше, чем великие поэты и писатели, а это, конечно, не так. Я думаю, что Леонардо да Винчи, который был и ученым, и поэтом, и художником, знал о любви все. Но поэтам, не знающим законов химии и физики, а точнее, их любовным поэмам, я не верю.

– Расскажите о вашем новом романе «На фейсбуке с сыном», который можно расценивать как признание в любви матери, не так ли?

– Да, героиня романа – моя мама, а сын – это я. Мама умерла рано, в другой эпохе, когда не было Интернета и социальных сетей. Люди уходили, оставаясь в памяти своих близких, друзей, коллег, и все… Оставались дома их вещи, фотографии, письма, но это было скрыто от посторонних глаз. А когда стали уходить мои друзья и в социальных сетях оставались открытые ими страницы, посты, фотографии, то я подумал: «А почему бы мне не сделать страничку своей мамы и не писать для нее письма?» Я так и поступил. А потом появился роман.

– А не кажется ли вам, что это кощунственно? Вы же не могли спросить у своей мамы разрешения?

– Согласен, что доля цинизма в моем поступке есть. Но все писатели – циники, причем еще большие циники, чем ученые. Хотя вряд ли я принес своей маме вред, ущерб, открыв ее страницу в фейсбуке. Возможно, больший вред я принес чести своей матери, описав ее сексуальные переживания в своем романе…

– Как вам удается совмещать занятия наукой – микробиологией и химией – с писательством?

– Вам кажется, что я пишу роман за романом, но это не так. Просто в России каждый год выходят мои романы, потому что они очень хорошо продаются. Но написал я их раньше, и это было не быстро. Так, роман «Одиночество в сети» я написал в 2001 году, тогда как в России он вышел первоначально мизерным тиражом аж в 2005 году. Меня так часто стали переиздавать в России исключительно потому, что на моих книгах делают деньги.

"