Posted 24 июля 2003,, 20:00

Published 24 июля 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Кубрик – великий и ужасный

Кубрик – великий и ужасный

24 июля 2003, 20:00
Сегодня американскому киноклассику исполнилось бы 75 лет

Стенли Кубрик был самым загадочным режиссером Голливуда. Он жил в старинном английском замке Хертфордшир, редко принимал гостей, никогда не жаловался на здоровье, был женат трижды и имел трех дочерей. Умер Кубрик в одночасье, в возрасте 70 лет.

Он был великим мастером и великим деспотом. Актеры стремились работать с ним, но боялись, и даже ненавидели его. Так, Кирк Дуглас, отыграв главную роль в «Спартаке», назвал Кубрика «холодным негодяем», а Харви Кейтель просто разорвал контракт во время съемок фильма «С широко закрытыми глазами», устав терпеть не всегда добрые причуды маэстро.

Одиннадцать раз Стенли Кубрик номинировался на премию «Оскар» и всего однажды получил ее за фильм «Космическая одиссея». Каждая картина этого человека воспринималась в штыки, каждая из 13 была обругана критикой. Его обзывали «красным» за сатирический гротеск «Стрэнджлав, или как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу», за «Лолиту» обзывали эротоманом, грозили судом за пропаганду насилия в «Заводном апельсине», и даже к великой психоделической ленте «Космическая одиссея» придирались за «немногословность». Впрочем, «Одиссею» Кубрик и сам называл «бессловесным экспериментом», но мучительно страдал, когда эту бессловесность считали недостатком. Чтобы не слышать отрицательных отзывов, не видеть агрессивного неприятия своих кинолент, он покинул Лос-Анджелес и заперся в английском замке. Кубрик считал себя неудачником. Но кино, как наркотический вампир, вытягивало его «наружу», к людям. Он брал камеру и – измывался вместе с нею над актерами, чтобы в итоге снять очередное гениальное кино.

В последний раз он умудрился развести самую счастливую звездную пару – Кидман и Круза. Ради последнего своего шедевра, фильма «С широко закрытыми глазами», он выжал из их дуэта все, что мог. Но на сей раз странное медитативное кино Стенли Кубрика вызвало не проклятия и крики негодования, а восхищение и громкие овации. Случилось это не потому, что творчество режиссера изменилось и стало доступным, приятным и легковесным. Нет. Просто за несколько месяцев до премьеры он неожиданно умер. А о мертвых, как известно, принято говорить либо хорошо, либо никак. Замалчивать великое невозможно. Вот и пришлось критикам восхищаться последним творением Кубрика, а заодно и всей его странной творческой жизнью. Жаль, что великому и ужасному режиссеру так и не довелось порадоваться своему успеху.

"