Posted 24 июня 2009,, 20:00

Published 24 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

В Париже ждут, у нас – не любят

В Париже ждут, у нас – не любят

24 июня 2009, 20:00
Сегодня на сцене театра «Около дома Станиславского» играется дипломный спектакль ученика Юрия Погребничко Алексея Шендрика «Конский хвост» по пьесе Тосиро. Как сообщила пресс-служба театра, эта постановка, возможно, станет последним московским спектаклем на сцене театра «Около». Худрук театра Юрий Погребничко объявил

Что называть театром – вопрос открытый. Называть ли театром здание-коробку с вывеской? Или все-таки театр – это совокупность людей, объединенных какими-то общими задачами и целями? Можно, конечно, счесть это разделение схоластическим. Но надо точно понимать, что в зависимости от ответа расставляются акценты театральной политики. Если мы поддерживаем вывески, то все происходящее на культурном фронте – разумно и логично. Если мы поддерживаем живые коллективы, которых в десятки раз меньше, чем вывесок, то чем объяснить, что именно их с каждым годом становится все меньше? Случайность в лице спонсора позволила осуществиться молодому театру «Студия театрального искусства» Сергея Женовача (у государства и у города на этот коллектив денег не нашлось). Исчез с мировой карты театр Анатолия Васильева (ученики стремятся продолжать его дело, но без мэтра, живущего теперь после конфликта с комитетом по культуре за пределами отечества «Школа драматического искусства» перестала быть Театром Европы). Теперь на очереди – решение судьбы театра «Около дома Станиславского» Юрия Погребничко.

Театр-лаборатория существует в Москве уже двадцать лет, имеет свою нишу, свою публику, а главное – отличается «лица необщим выраженьем». Можно любить и не любить его работы (лично я никогда не была среди поклонников «Около»), но это – живой художественный организм. Среди пары сотен столичных театров таких единицы.

И вот сейчас, в конце сезона, худрук театра «Около» Юрий Погребничко объявил о своем вынужденном решении – прекратить играть спектакли в столице. Причина тривиальна – отсутствие подходящей площадки. Пять лет назад в театре «Около дома Станиславского» случилось несчастье – в результате пожара была полностью уничтожена основная сцена. В ожидании восстановления их здания коллектив театра «Около» переехал в свой бывший репетиционный зал, расположенный в бывшем каретном сарае при доме К.С. Станиславского. Существовать пришлось в условиях, прямо скажем, спартанских: «походный туалет», малюсенькие гримерки, тесный зальчик на 60 зрителей с крохотулечкой-сценой. Но главное – помещение абсолютно не соответствует нормам противопожарной безопасности (отсутствует запасной выход). И потому труппа театра Юрия Погребничко в течение пяти лет существует под постоянной угрозой закрытия. Поддерживала энтузиастов только надежда на скорое возвращение в родные пенаты и твердое сознание, что если сейчас они не выдержат и разойдутся, то больше театру не жить. Сейчас эта надежда умерла.

Даже в «тучные» годы, когда московские власти щедро помогали столичным коллективам, работа по реконструкции здания для «Около» двигалась крайне медленно. Театр «Около», нежно любимый театральной общественностью, у начальства всегда ходил в пасынках. Только в сентябре 2007 года (два года после пожара спустя) вышло постановление правительства Москвы «О разработке предпроектной и градостроительной документации для последующего выполнения строительных работ на территории комплекса зданий ГУК г. Москвы «Московский театр «Около дома Станиславского». 1 апреля 2008 года Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы по итогам проведенного конкурса заключен государственный контракт с ООО «Агентство Юнита» на осуществление функции заказчика. Агентство подготовило предпроектную документацию, подгадав ровнехонько к кризисной осени 2008 года.

Понятно, что всякое движение по началу реализации проекта практически прекратилось (хотя театр и уверяли, что это не остановка, а только замедление работ). А к концу сезона 2008/2009 года Юрий Погребничко получил официальное извещение за подписью первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Юрия Росляка, в котором сообщается о расторжении государственного контракта с ООО «Агентство Юнита» (проделанную работу агентству так и не оплатили). Правительство Москвы объявило о подготовке нового документа по проектированию и реконструкции основной сцены театра «Около», которую планируется осуществить за счет средств адресной инвестиционной программы города Москвы 2011-го и последующих годов. То есть вся проделанная за пять послепожарных лет работа аннулируется. И вся бюрократическая волокита начинается заново.

В масштабе Вселенной пять лет, конечно, капля в море. Но в масштабе человеческой жизни это огромный срок. И сам Юрий Погребничко (который осенью должен справить свой 70-летний юбилей) и актеры его театра просто по-человечески устали от бесправного существования в неприспособленном помещении и, главное, потеряли надежду, что их жизни хватит на преодоление бюрократического равнодушия к судьбе их коллектива. Если уж в благополучные времена руки и финансы до «Около» так и не дошли, то что ожидать в кризисные годы, когда государственное финансирование театров сводится к оплате коммунальных платежей и выплате зарплат? Уничтожить любой театр легко и быстро: достаточно росчерка пера в официальной бумаге. И эту процедуру мы в своей театральной истории не раз проходили. А вот создать живой театр не под силу ни одному чиновнику.

Юрий Погребничко объявил о своем решении вернуть бывшей репетиционной комнате ее функции. В Москве – только репетировать, а играть спектакли – на выездах. Тем более что недостатка в приглашениях нет. Лично мэр Парижа пригласил театр «Около» на следующий сезон на престижные гастроли во французскую столицу.

"