Posted 24 мая 2011,, 20:00

Published 24 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

В точке невозврата

В точке невозврата

24 мая 2011, 20:00
В апреле Кети Митчелл стала лауреатом престижной театральной премии «Европа – театру» в номинации «Новая театральная реальность». А сейчас представила на Winner Festwochen свою новую работу – лондонскую постановку «Wastwater» по пьесе современного английского драматурга Симона Стефенса, чьи главные темы сам автор опред

Десять дет назад, отвечая на вопросы для русского сборника интервью «Режиссерский театр», Кети Митчелл объясняла, что «не режиссер выбирает пьесу, а пьеса выбирает режиссера. Ты постоянно читаешь много современных и классических пьес и ждешь: какая из них тебя выберет»… «Wastwater» – ее первая встреча с драматургией популярного Симона Стефенса.

«Wastwater» – так на английском называют очень глубокие озера, расположенные на севере страны. Как объясняет сам Симон Стефенс, фото одного из таких озер висело в доме бабушки и дедушки драматурга и было одной из самых любимых картинок в его детстве. И стало для него своего рода символом непостижимой глубины человеческой природы, заглядывая в которую ощущаешь что-то сродни головокружению. Пьеса состоит из трех не связанных между собой сюжетов, главными действующими лицами которых являются три пары (можно переменить порядок сцен, можно эти сюжеты играть раздельно). Истории объединены местом действия (разворачиваются вокруг аэропорта Хитроу) и неким общим настроением действия, окончательно и безвозвратно меняющего твою жизнь.

В первой новелле прощаются мать и ее приемный сын, который собирается покинуть Лондон и постранствовать по миру неопределенное количество времени (оба понимают, что, скорее всего, больше никогда не увидятся). Во второй женатый мужчина и замужняя женщина назначили друг другу любовное свидание в номере отеля при аэропорте и тоже понимают, что эта встреча может изменить всю их жизнь. Наконец, в третьей новелле, чье действие происходит в подземном гараже, мужчина покупает маленькую девочку, привезенную контрабандой из развивающейся страны.

Кети Митчелл, получая премию «Новая реальность» в Санкт-Петербурге, объяснила зрительному залу, что «ее творческую жизнь определила встреча с русским профессором и историком театра Инной Соловьевой. В долгой беседе о целях и задачах театра, целях и задачах режиссуры, Инна Соловьева, среди прочего, заметила, что виденные ею постановки Кети очень красивы, но в них ничего не происходит между актерами»… Это замечание оказалось настолько болезненным, что заставило переосмыслить весь пройденный путь.

Похоже, пьеса Симона Стефенса привлекла ее именно тем, что каждый персонаж в отпущенный ему локальный промежуток сценического времени проходит путь к той точке невозврата, которая окончательно и бесповоротно что-то сломает в его жизни.

На сцене выстроена документально достоверная среда обитания – садик у крыльца пригородного небогатого дома, где живет Фрида (Линда Бассет); номер в гостинице, где встретились неверные супруги Лиза (Джо МакИннес) и Марк (Пауль Реди); подземный гараж, где Джонатан (Ангус Райт) проводит свою преступную сделку. Актеры «Роял Корта» играют легко и точно, не боясь резких красок в передаче гаммы переживаний, выпадающих на долю их героев: тоску, томление, отчаяние, – и поверх всего нестерпимый стыд от невозможности что-либо изменить.

Страдает немолодая женщина, которую покидает ее приемный сын. Страдает мужчина, решившийся купить себе девочку, а теперь выносящий унизительный разговор с молодой деловитой хозяйкой ребенка. Страдает мужчина, пришедший на любовное свидание и вдруг оказавшийся адресатом исповеди женщины, прошедшей огонь, воду и порнофильмы…

«Принцесса темноты», как называют Кети Митчелл английские критики, в очередной раз сделала предметом исследования те закоулки человеческой души и психики, куда редко кто отваживается заглянуть, а заглянувший отшатывается в смущении и отвращении…

"