Posted 24 мая 2006,, 20:00

Published 24 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

Между пионеркой и секьюрити

Между пионеркой и секьюрити

24 мая 2006, 20:00
Во вторник в Москве прошла церемония вручения детской литературной премии «Заветная мечта». На театрализованной церемонии бросался в глаза контраст между девочками в советской школьной форме – в коричневых платьицах с белыми передничками – и мальчиками в темных очках, с рациями служб безопасности. Похоже, сегодня можно

Детская литература поучительна, поэтому ей необходимы четко выраженные герои и антигерои, актуальные и близкие ребенку. Для крестьянских детей – «Филиппок». Для пионеров-интернационалистов – «Старик Хоттабыч» и его повелитель – школьник Волька. Каков герой и антигерой новой России – взрослым пока непонятно, и в последние годы до детских книжек мало у кого руки доходили.

«Заветная мечта» подошла к поощрению литературы ответственно, пообещав гранты для издателей. А пока судить о многих награжденных рукописях можно только по отрывкам, опубликованным в сборнике премии. На первом месте в главной номинации (450 тыс. руб.) оказался роман Фреда Адра «Лис Улисс». Судя по опубликованному фрагменту о путешествии на кладбище (а может быть, в мифологическое царство теней?), в романе можно найти нечеткие следы античных, если не джойсовских, странствий Улисса. Второе место у Бориса Минаева со сборником «Детство Левы», в котором эксперты выделили психологически тонкий рассказ «Упрямство» – о необъяснимой, засевшей в подсознании тоске ребенка, которому ни с того ни с сего захотелось запереться в ванной, побунтовать, отыграться на родителях. Третье место – у Андрея Кофмана с приключенческим романом «Тьера Аделанте».

Награждали много и щедро: сообщества детских писателей почти не существует, и его нужно срочно создавать. Лауреатов «Малой премии» за отдельные рассказы и повести (по 50 тыс. руб.) – шестеро.

Дополнительные премии (50–100 тыс. руб.) делили по жанрам. Самым смешным признали детский роман «Здесь вам не причинят никакого вреда» Игоря Мытько и Андрея

Жвалевского – между прочим, авторов пародийного «Порри Гаттера». Но о чувстве юмора не спорят. Лучшая повесть о современной жизни детей – «Из века в век» Тамары Шарковой. Актуальность – например, в заигрывании с сексуальной темой. Отец читает в дневнике сына замечание географички о том, что мальчик менялся обувью с соседкой по парте. Он поражен: неужели сын надевал женские туфли? Нет, оказывается, у девочки были кроссовки. Гораздо более традиционно лучшее произведение о природе – рассказы Станислава Олефира «Мы живем на Севере» с живописными картинами и занимательными примерами: медведь прячется от мошкары в дыму костра, а в горячих источниках можно варить еду. Лучшая фантастика – роман Юлии Большаковой «Эсмеральда на Пангалее», похожий не на взрослую фантастику, а именно на детскую повесть: семья летит в открытый космос, а мама с папой в панике ищут списки вещей, которые нужно взять с собой.

Словом, награжденных так много, что непонятно, кто, кроме членов жюри, сможет все это прочитать. Везде много иронии по отношению к нелепостям взрослого мира – сказывается влияние непедагогичных «Вредных советов» Григория Остера. Откровенно говоря, местами бывает и затянуто, и скучновато. Но нужен не один, а несколько циклов громкой премии, чтобы создать профессиональное сообщество и чтобы жюри действительно было из чего выбирать.

"