Posted 24 апреля 2014,, 20:00
Published 24 апреля 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:33
Updated 8 марта, 04:33
Проект «Основ государственной культурной политики» еще далек от завершения. Однако он уже стал самым обсуждаемым культурным событием Года российской культуры. Напомним, в начале апреля в печать просочились предложения Министерства культуры, которые повергли в шок творческую интеллигенцию страны и вызвали жесткую полемику в средствах массовой информации. В споры включились философы и практики, журналисты и культурологи. В ответ на это министр культуры Владимир Мединский дал несколько разъясняющих интервью в печати и принял участие в телепередаче Владимира Соловьева.
Но чем больше дает объяснений министр, тем тревожнее себя чувствуют деятели культуры. Людям творческих профессий обещано, что государство не будет ничего запрещать, но финансировать будет только те проекты, которые поддерживают традиционные ценности: «Пусть расцветают сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны». Критерии же отличий «сорняков» от полезных «всходов», несмотря на все усилия Минкульта, остаются донельзя туманными.
Когда-то Козьма Прутков строго предупреждал: «Нельзя объять необъятное». Тем не менее ведомство Мединского попробовало это сделать, соединив, по словам министра, попытку предложить ключевые цели и принципы госполитики и одновременно дать техзадание зараз всем деятелям культуры. Понятно, что результат этого гибрида многих обескуражил.
В качестве ориентира был предложен тезис «Россия – не Европа». В своих интервью министр культуры разъяснил, что этот лаконичный тезис появился на основе углубленного изучения заключений европейских экспертов. Тут с Минкультом не согласны даже деятели, в целом поддерживающие попытку обозначения общих целей и принципов.
Так, режиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита») заметил: «Иногда авторов документа «заносит», например, в том, что мы не Европа. А кто же мы? Мы есть часть общеевропейской христианской культуры. Основа русской цивилизации – христианская православная культура, она же европейская по определению».
В разговоре с корреспондентом «НИ» режиссер заявил: «Появление таких регулирующих документов – это знак, который говорит нам об отсутствии общей идеологии, скрепляющей страну духовно. В этом документе предлагается, как я понимаю, считать нас евроазиатами. Но мы не евроазиаты. Мы, русские, – стопроцентные европейцы, старающиеся жить в любви и братстве с другими народами, входящими в наше общее государство. Однако мы должны полностью осознавать свою принадлежность к европейской культуре. Это не означает следования средневековым догмам. Например, кто-то из авторов сего документа заявил, что Малевич не наш художник. Бред! Малевич наш художник, и мы должны этим гордиться».
Главным принципом было объявлено построение «культуры, которая обеспечивает культурную целостность территории страны и ее безопасность, в том числе информационную, духовно-нравственную и культурную». А своей главной задачей министерство видит, говоря языком чиновников, поддержку культуры, сохраняющей и защищающей традиционные ценности, формирующей и поддерживающей общий культурный код.
Как прокомментировал «Новым Известиям» худрук столичного театра «Практика» Иван Вырыпаев, «этот документ достаточно трудно улучшить». Наш собеседник уточняет: «В нем говорится о развитии национальных, исторических ценностей, скажем, о «любви к Родине». Но это вещи, которые очень трудно определить. Что такое, например, «развитие историзма» или «поддержка традиций»? Кто будет определять, что такое «традиция»? У нас сегодня в обществе постмодернизма все традиции очень размыты».
Далее г-н Вырыпаев отметил, что на данном этапе у нашего государства нет конкретной национальной идеи, о которой так много говорят чиновники, нет целей и задач: «Мы не знаем, какое государство мы строим. Если бы мы были православным или мусульманским государством, то у нас были бы четкие цели, на основании которых мы могли бы выстраивать свою культурную политику. Но у нас нет главной цели, я не знаю, в каком направлении развивается наша страна, кроме слов президента о том, что мы должны строить крепкую, успешную державу... Это же просто слова, и никто не знает, что они означают на самом деле. А конкретной цели у страны нет. Культурная политика не может существовать без общей политики»
Вместе с тем есть подозрение, что чиновники от культуры уверены в том, что для осознания собственной идентичности народу необходим образ предполагаемого врага, который противостоит декларируемым целям и ценностям. Таким врагом для Минкульта стали творцы, пропагандирующие «средствами театра или, например, анимации какие-то извращения и странности, какую-нибудь маргинальную субкультуру последователей Брейвика (норвежский националист, убивший в двух терактах 77 и ранивший 151 человека. – «НИ») или курильщиков опиума, прямо противоположную традиционным ценностям нашего общества».
Владимир Мединский даже дал несколько образцов таких диверсионных вылазок. «Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве». Записали? Вот вам русская традиционная ценность. И если вы поставите оперу «Князь Игорь», в которой Ярославна танцует вокруг шеста, мастурбирует и клянчит кокс у половецкого хана, это и будет разрушение традиционных ценностей».
Вообще, проект «Основ государственной политики в области культуры» написан красочным и даже несколько провокационным языком («Подслащенная и водянистая текстовая каша, к какой привыкли бюрократы, никого за живое не заденет», – пояснил Владимир Мединский). Образ же Ярославны, занимающейся стриптизом, или описание Петра Гринева, вступившего в интимную связь с Емельяном Пугачевым, и ревность к последнему Швабрина мало кого оставят равнодушным. Министр твердо пообещал, что творцы подобных экспериментов не только господдержки не получат, но и проката.
Оторваться от гипноза пляшущей у шеста Ярославны довольно трудно. Но невольно задумываешься: ведь если применить строгий моральный кодекс Минкульта к нашей великой русской литературе, то очень немногие авторы выдержат экзамен. И буквально каждого второго классика придется отмести за нарушение цивилизационного кода. «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Гроза», «Три сестры», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» – все эти произведения как один живописуют радости и горести адюльтера, который ну никак в строгие наши ценности не вписывается. Просто видно, как Толстому и Тургеневу, Чехову и Островскому, Булгакову и Шолохову отказывают в финансировании и широком прокате. И понимаешь режиссера Генриетту Яновскую, которая мудро сказала «НИ», что документ надо читать, когда он будет готов, и читать внимательно, а потом добавила: «Но то, что я слышала, – это какое-то мракобесие».
«Люди, которые пишут этот документ, все запрещают, вносят ненужную конфронтацию, они сами создают контркультуру, создают оппозицию, опять разделяют искусство на маргинальное и немаргинальное, традиционное и нетрадиционное, то есть они разделяют, – сказал «НИ» режиссер, руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. – А зачем? До этого все было в общем нормально, был ведь подъем и русского театра, и вообще нашего современного искусства. Может быть, просто Минкульт не хочет делиться деньгами и решил перекрыть инвестиции вот таким способом? Думаю, это связано с тем, что экономика трещит по швам и денег нет ни на что».
Отделение чистых от нечистых, овец от козлищ – явно одна из важнейших не называемых, но подразумеваемых задач проекта «Основ...».
Разумеется, любой инвестор вправе сам решать, в какие проекты он будет вкладывать деньги, а в какие – нет. Есть такое право и у Министерства культуры. Если бы не одно «но». В государстве, где существуют законы по льготному обложению меценатов, широко развита спонсорская сеть поддержки искусства и культуры. Протестные коллективы или коллективы, вызывающие идиосинкразию у официальных структур, могут обратиться к частным фондам и благотворителям. В России нет таких законов и как следствие слабо развито спонсорство в культурной сфере. Минкульт и городские департаменты культуры являются, по сути, монополистами в области поддержки культурных инициатив. То есть решение поддерживать или не поддерживать является, по сути, регулятором подачи кислорода. Что такое авторитарное государственное регулирование в сфере культуры, мы наблюдали в течение семидесяти с лишним лет и довольно хорошо представляем и сам процесс, и его последствия. Впрочем, умение наступать на одни и те же грабли явно входит в наш национальный код...
ЗА И ПРОТИВ