Posted 24 апреля 2006,, 20:00

Published 24 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Шостакович и Моцарт против Вагнера

Шостакович и Моцарт против Вагнера

24 апреля 2006, 20:00
Забрав в Санкт-Петербург четыре «Золотые маски», Валерий Гергиев через неделю вернулся в Москву руководить V Пасхальным фестивалем. Торжественная церемония его открытия и первый концерт состоялись в Большом зале консерватории.

Официальная часть мероприятия была на редкость краткой. На сцену поднялись мэр Москвы Юрий Лужков, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой и архиепископ Истринский Арсений. Лужков констатировал, что фестиваль стремительно разрастается и назвал Гергиева «его душой, главным камертоном и вдохновителем» и даже своим «близким другом Валерой».

Гергиев воздержался от речей, сразу перейдя к музыкальной части вечера. Планировалось, что она будет короче, чем обычно (концерт начался в 21.00), и оркестр Мариинского театра исполнит только увертюру Римского-Корсакова «Светлый праздник» (композитор называл ее музыкальным приношением Пасхе и использовал в ней подлинные церковные мелодии), а также сказку-балет Игоря Стравинского «Жар-птица». Гергиев управлял оркестром, наполняя каждый жест такой энергией, что казалось, будто какие-то таинственные музыкальные силы решили завоевать Первопрестольную. Неудивительно, что программу концерта пришлось увеличивать вдвое: зал не отпускал музыкантов, пока они не исполнили на бис увертюру Глинки к опере «Руслан и Людмила» и «Пляску скоморохов» из «Снегурочки» Римского-Корсакова. После чего маэстро под аплодисменты пожал руку первому скрипачу и увел его со сцены. За ними ушли все оркестранты.

Посвятив первый фестивальный концерт русской классике XIX века, Гергиев переходит к музыке Шостаковича (V Пасхальный фестиваль посвящен 100-летиею со дня рождения композитора). Меломанов ждет концертное исполнение самой радикальной оперы композитора «Нос», Первой, Пятнадцатой, Девятой и Десятой симфоний. Память Моцарта (в нынешнем году празднуют 250-летие со дня его рождения) почтят в рамках фестиваля Таллинский камерный оркестр, Камерный хор шведского радио и квартет солистов из Швеции. Им предстоит два дня исполнять духовные сочинения композитора.

Московская программа форума, как обычно, основана на трех музыкальных китах: симфонической и хоровой программах и пасхальном колокольном звоне, который будет раздаваться в разных уголках города. Вслед за звонящими колоколами церквей слушатели будут бродить то по Замоскворечью, то по Таганке. Часть хоровых концертов планируется провести в храмах. Среди участников программы Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи, ансамбль «Сирин», хоры из Тамбова и Саратова. Сыграв в Москве три концерта, Гергиев вместе с оркестром Мариинки поедет в регионы и вернется обратно только 6 мая, чтобы продирижировать концертным исполнением третьего акта «Валькирии» Вагнера (того самого, в котором бог Вотан разжигает вокруг спящей Брунгильды огненное кольцо).

За время Пасхального фестиваля маэстро собирается посетить 17 регионов и провести там около ста концертов. На его пути множество городов – от Ханты-Мансийска до Краснодара, где вместе с оркестром будет петь Анна Нетребко. Временные и пространственные рамки фестиваля быстро расширяются. Не исключено, что из московского он вскоре превратится в Российский Пасхальный фестиваль.

"