Рус
Eng
Михаил Федотов

Михаил Федотов

25 апреля 2005, 00:00
Культура
Забыть Сахарова

Московские власти приняли решение переименовать проспект Академика Сахарова в проспект Таганского. Какого Таганского? Того, который – районный суд, вынесший обвинительный приговор в отношении директора сахаровского музея Юрия Самодурова. Не верите в возможность такого переименования? И правильно делаете: до этого пока не дошло. А в то, что власти запретили проведение в Большом зале Московской консерватории традиционного торжественного концерта памяти Андрея Дмитриевича в день его рождения? Тоже не верите? И я сперва не поверил, когда мне об этом сказал неисправимый и неутомимый правозащитник Сергей Адамович Ковалев. Не поверил, хотя понимаю, что нынешним лидерам страны, охотно декларирующим приверженность идеалам свободы и демократии, Сахаров – с его высоким идеализмом, неподкупностью и бескомпромиссностью – может привидеться в роли общенационального символа разве что в ночном кошмаре. И все-таки не верилось, что могло дойти до подобных запретов. Оказывается, могло.

Традиция отмечать в столице день рождения гениального российского физика и гуманиста концертом классической музыки сложилась давно. Ежегодно на 21 мая Московская государственная академическая филармония арендовала для этой цели главный консерваторский зал, приглашала прославленные музыкальные коллективы, а сахаровский музей выкупал часть билетов и распространял их самостоятельно. Казалось, так будет всегда. Однако в нынешнем году руководство филармонии решило этим не заниматься, дабы недавнее «уголовное прошлое» директора сахаровского музея не запятнало репутацию крупнейшей концертной организации страны. Конечно, можно выдвинуть и другое объяснение – дескать, арендная плата растет, билеты не раскупаются, а значит, есть угроза убытков. К сожалению, доля истины здесь есть: консерватория действительно берет с филармонии немалые деньги за аренду, и убытки от концерта год от года только растут (в позапрошлом году – 3,418 руб., в прошлом – 55,946 руб.). Но ведь не все же концерты, организуемые МГАФ, непременно приносят прибыль. В конце концов, филармония – бюджетная организация.

Убежден, именно недавний судебный приговор стал истинной причиной запрета сахаровского концерта. Именно благодаря ему каждый чиновник, будь то музыкальный начальник, транспортный, торговый или какой другой, должен был зарубить себе на носу, что сахаровский музей отныне переводится из разряда уважаемых организаций, с которыми можно и даже вполне престижно сотрудничать, в разряд неприкасаемых маргиналов, причастность к которым может неприятно аукнуться в любой карьерный момент. Это раньше, в начале своего первого президентского срока Владимир Путин относил Сахарова к людям, «которые как бы зажигают свет и показывают путь нации». Теперь об этом – ни слова. Напротив, флюиды ненависти в отношении правозащитников, либералов и прочих «фашистов» волнами перекатываются по нашему обществу с легкой руки властей. В такой обстановке затеять торжественную церемонию памяти Андрея Сахарова – почти гражданский подвиг. Во всяком случае, для чиновника.

А что мешает нам, людям пока еще не подневольным, не оставлять полупустым зал на традиционных сахаровских концертах? Неужели в столице не сыщется 1650 человек (такова вместимость Большого зала), готовых отдать сколько-то рублей – ведь это всего лишь деньги – и несколько вечерних часов памяти нашего великого современника?! Того, кто, воздевая руки, звал нас с трибуны Первого съезда народных депутатов. Звал к демократии, к свободе. А мы куда пошли?



Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.




Организаторов выставки «Осторожно, Религия!» признали виновными в разжигании религиозной розни

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter