Posted 24 марта 2016,, 21:00

Published 24 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Актер Леонид Ярмольник

Актер Леонид Ярмольник

24 марта 2016, 21:00
Театралы Москвы запомнили и полюбили спектакль «С наступающим!» с Леонидом Ярмольником и Сергеем Гармашом, который шел в «Современнике». Сейчас ситуация изменилась. Новая редакция спектакля по пьесе Родиона Овчинникова «Несколько пролетов вверх» теперь идет на сцене театра «Русской песни» и называется «И снова «С насту

– Леонид Исаакович, ваш старый спектакль «С наступающим!» я смотрела трижды. Новый спектакль так же будет привлекать зрителя?

– Это разные спектакли и по форме, и по сути. Все, кто смотрел обе версии, уверяют, что это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Коля Фоменко играет другого человека, так что на 65% это другие взаимоотношения героев пьесы.

– Ваш герой, наверное, также меняется из-за того, что партнер другой?

– Безусловно. Хороший спектакль – это как теннис. Шарик тебе, шарик – ты. И в этом смысле мне с Колей очень интересно, потому что он все время дает новый туш, и надо в секунду на это реагировать и отвечать, это очень бодрит, держит в «спортивной» форме, не расслабляешься ни на секунду, а главное – такой способ держит в напряженном внимании зрителя!

– Есть некие законы жизни, которые этот спектакль в себе несет. Первый, самый очевидный: смейся, чтобы не плакать. Второй: человек, который больше дает миру, больше и получает. И третий: живи здесь и сейчас, завтра может не наступить. Исповедуете ли вы эти принципы?

– Исповедую, но это большой труд – не просто понять эти правила жизни, а добиваться их выполнения. Хорошо если ты можешь свою жизнь организовать таким образом, чтобы им соответствовать. Потому что чем ты тверже стоишь на ногах и уверенней в этих трех китах, тем ты успешней и счастливей.

– На афише спектакля лицо надо составить из двух половин. Одна – ваша, другая – Фоменко. Вы не хотели попробовать играть спектакль, поочередно меняясь ролями?

– Мы думали об этом. Это было бы не совсем удобно с моей неславянской внешностью – играть полурусского, полухохла. Возможно, это хорошее актерское хулиганство когда-нибудь случится. А афишу придумал гениальный театральный художник Саша Боровский. Он сделал зримой в этой афише идею и суть спектакля. Наше поколение и наше время и собрано из этих двух половинок разных и похожих друг на друга людей. Они вместе составляют точный портрет нашего поколения на фоне времени. В этом – весь цимес спектакля.

– Режиссер Алла Ильинична Сурикова говорила, что вы очень хороший человек. И это разрушает миф о том, что комики – люди в быту мрачные...

– Одно другому не противоречит. Можно быть мрачным хорошим человеком. Спасибо Алле, которая меня очень любит, но все-таки общение с Аллой – это работа. Я обязан быть в хорошем настроении на работе, потому что в плохом настроении ты ничего не сделаешь. Да, комики народ тяжелый. Не бог весть какой веселый человек был Чаплин, классик номер один в этом виде искусства. Он был несносным человеком в быту, сосредоточенно копил в себе то, изобретал все то, что потом выдавал на экране и на сцене. Мои домашние также говорят, что я не самый большой подарок, когда я дома. Дома ты расслабляешься до той степени, что тебя могут терпеть только близкие. А когда ты выходишь через порог, то должен быть приятен людям «во всех отношениях». Должен быть весел, общителен, обаятелен, скор на реакцию. Это и есть воспитание. А дома все время работает башка, ты закрыт внутри себя на замок. Кому это понравится?

– В вашем багаже более 120 картин. И все же для меня золотая коллекция Ярмольника – это две картины Суриковой и одна картина Тодоровского-младшего «Мой сводный брат Франкенштейн»...

– Валера вообще плохих фильмов не снимает. Должен сказать, что Валера в этом смысле сын своего отца, и должен заметить, сравнялся уже с отцом по количеству хороших картин. Это и «Любовник», это и «Стиляги», это и «Подмосковные вечера», это и «Оттепель». Сейчас будет еще картина, которую мы будем снимать вместе в следующем году.

– О чем она?

– О холере в Одессе в 1970-м. У Валеры было две мечты – снять картину про стиляг и картину про холеру, которую он помнит. Он в детстве жил в Одессе.

– Вы часто помогаете друзьям осуществлять их мечты?

– В данном случае я не знаю, кто кому помогает. Я думаю, что это Валера мне помогает. Верит в то, что мы нужны друг другу, и предлагает замечательную работу. Он придумывает и приглашает, а я ищу деньги и делаю так, чтобы этот проект осуществился.

– Это намного труднее сегодня, чем придумывать. А вы сами какие фильмы добавили бы к своей золотой коллекции?

– «Трудно быть богом» Германа. Французы, американцы, англичане назвали этот фильм лучшей картиной XXI века. «Стиляги» Валеры Тодоровского. Я этой картиной горжусь. Как говорится, можно спокойно умирать. «Барак» Валерия Огородникова, который получил «Серебряного леопарда» в Локарно и Государственную премию РФ. «Московские каникулы» и «Перекресток» любит народ. Я очень люблю картины «Француз» Галины Данелии-Юрковой и «Человек с бульвара Капуцинов» Аллы Суриковой. Два самых первых моих фильма люблю: «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова и «Сыщик» Владимира Фокина. Я люблю и пару сериалов: «Иван да Марья» и «Заколдованный участок».

– Мой любимый фильм – «Ищите женщину». Вы играли там с прекрасной Софико Чиаурели...

– Она – чудо. Но о Софико невозможно говорить вскользь, это отдельный большой разговор о чуде!

– Это правда, что Герман в «Трудно быть богом» заставил вас запрыгнуть в латах на коня?

– Да, но в фильм это не вошло.

– То есть вы это сделали ради Германа?

– Тогда я думал, что сделал это ради фильма.

– Сколько лет вы снимались в роли Руматы?

– Семь лет. Предложение Герман мне сделал в 1999 году. Начали снимать мы в 2000-м, закончили в 2007-м. Потом был долгий постпродакшн, и на фестивале картину мы показали лишь в 2014-м.

– Какие эмоции вам дает ваша продюсерская деятельность, эмоции, которые не дают роли?

– Да никаких. В нашей стране быть продюсером – это лететь с моста на асфальт привязанным за ноги. Невероятно ответственно и мало обнадеживающе с точки зрения возвратности средств. У нас плохой прокат. За 20 лет максимум десять картин вернули деньги, в них вложенные. Безусловно, что-то нужно менять в системе проката, но не силовыми способами. Есть анекдот, который очень хорошо отражает ту роль, в которую поставлен в нашей стране продюсер. Турист утром проходит мимо стены плача. Там молится раввин. Вечером, осмотрев все достопримечательности, турист возвращается к стене. Видит утреннюю картину: тот же раввин в той же позе. Турист – раввину: «Вы так долго молитесь. Что вы чувствуете?» – «Что я чувствую? Что разговариваю со стеной!» Вот так и я. Часто говорю со стеной. Но когда получается кино, я счастлив.

– Квотирование, о котором так долго просили кинематографисты и которое, наконец, ввели, улучшит ситуацию с прокатом?

– Думаю, это последний шанс для российского кино. До этого прокатчики делали, что хотели. Им гораздо проще было набрать пакет американских фильмов со всеми проплатами и рекламными материалами и гонять американские картины. Американцы же нам спихивали все подряд. Плохое, но зрелищное. А народ привык идти туда, куда его настойчиво зовут. Нужно ограничить долю иностранных картин хотя бы в отношении пятьдесят на пятьдесят. И как-то ограничить запросы прокатчиков. Иногда прокатчики выставляют такие условия, что средства, вложенные в картину, вернуть невозможно.

– А как вы относитесь к идее введения цензуры на телевидении? Ведь то, что там показывают, часто просто неприлично. Все эти ток-шоу, где личная жизнь обсуждается на всю страну, убеждая немногих сомневающихся в том, что это нормально...

– Этот вопрос в нашей стране может решить только один человек, и это не я. Вам надо к нему подойти с этим предложением. Я могу только констатировать, что культура человеческих взаимоотношений в нашей стране была уничтожена за 20 лет. Ее больше нет. То, что сегодня часто показывают на государственных каналах, показывать нельзя.

– Как человек, который не чужд политики...

– Уже чужд. У нас была достойная группа людей. Мы позанимались этим и завязали. Не время.

– Кроме кино, у вас есть еще много всяких увлечений. Например, по весне вы сажаете деревья на фестивале «Черешневый лес».

– Это инициатива Михаила Эрнестовича Куснировича, и я всегда в этом участвую. Но больше меня интересуют деревья, которые я посадил у себя на участке. В 1990 году я посадил три ели. И эти три ели за 26 лет выросли выше крыши дома. Нас в семье было трое: Ксюша, Саша и я. И эти три ели – символ моей семьи. Теперь нас больше. Надо снова сажать деревья...

– Вы уже давным-давно живете в Подмосковье...

– Да, я живу на даче с 1989 года. Сегодня я живу рядом с платной дорогой, поэтому мне повезло: я быстро добираюсь до Москвы. У меня квартира в Москве, но как мне в ней жить, у меня же собаки? Три! Скотч-терьер Соломон, кроличья такса Зося и дворняга Дуся.

– Я читала, что у вас есть коллекция автомобилей «Победа». Вы на них ездите?

– Конечно. У меня их две. Одна стандартная, вторая – кабриолет.

– Сейчас вы на «Победе» приехали?

– Нет, на «Победе» я езжу, когда нет снега. Берегу их, они же старенькие.

– В «Стилягах» не ваша «Победа»?

– Нет, это тех ребят, которые мне делали мои.

– Ваша страсть к дайвингу – результат дружбы с Макаревичем?

– Да, он меня в это втянул. Мы с ним весь мир обныряли. Сейчас я немного к этому делу охладел, потому что по второму разу мне уже неинтересно. Но если найдется место, где мы еще не нырнули, я с удовольствием.

– А один и тот же спектакль вы можете много раз играть?

– Это – другое. Погружение однотипно. А спектакль – это каждый раз новое ощущение.

– Семья, друзья, работа. В какой последовательности вы расставите приоритеты?

– В зависимости от времени суток, времени года, ситуации – приоритеты меняются...

СПРАВКА «НИ»

Леонид ЯРМОЛЬНИК – российский актер театра и кино, телеведущий, продюсер. Родился 22 января 1954 года в селе Гродеково Приморского края. В 1976 году закончил театральное училище имени Щукина (курс Юрия Катина-Ярцева). В этом же году был принят в труппу Театра на Таганке. Параллельно снимался в кино. Широкую известность ему принесли картины «Ищите женщину», «Француз», «Человек с бульвара Капуцинов», «Две стрелы», «Московские каникулы» др. Начинал карьеру на телевидении с театральной миниатюры «Цыпленок табака», показанной в программе «Вокруг смеха». Леонид Ярмольник был ведущим телеигр «Форт Боярд», «Отель», «Золотая лихорадка» и «Гараж». В 2000 году стал лауреатом Государственной премии РФ в области киноискусства. Дважды лауреат премии «Ника» (2000, 2015).

"