Posted 24 марта 2014,, 20:00

Published 24 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:30

Updated 8 марта, 04:30

Гармония боли

Гармония боли

24 марта 2014, 20:00
«Американская история» Гордона Паркса – одна из главных и основательных выставок смотра «Фотобиеннале-2014». В иные, советские времена, она бы могла иллюстрировать пропагандистские материалы про «их нравы» и тотальное неравноправие, царящее в Новом Свете. Парадокс, однако, в том, что Паркс, заявлявший о неравноправии «

Иностранные кураторы выставки в Новом Манеже сыграли на оттенках слова «история» в английском языке, сопроводив разные серии снимков комментариями их создателя. Ведь есть history – большая история нации, а есть story – рассказ о конкретном событии или явлении. Вот так и у Гордона Паркса история складывается из мозаики фотоновел: про заводскую нищету, про чернокожую уборщицу, про бандитские ночи в Гарлеме, про неистового Мохаммеда Али, про несчастных манекенщиц. Между тем Паркс обладал исключительным свойством выстраивать каждый кадр так, что он приобретал почти эпический размах, символическую глубину.

Самым знаковым в этом плане, конечно, является фото «Американская готика», портрет уборщицы Эллы Уотсон 1942 года. Изможденная женщина с веником и шваброй стоит на фоне американского флага. Рядом рассказ о ее тяжелой судьбе, записанный фотографом (мужа убили, вынуждена содержать двух внуков-инвалидов). Однако Паркс выстроил всю композицию так, что она стала напоминать знаменитую картину Гранта Вуда с фермерами («Американская готика», 1930). Тут тебе и пародия на «белый» символ сельской Америки, и контраст высокого (флаг) с низким (швабра), и, наконец, портрет нового героя, то есть человека несгибаемого достоинства. К слову, картина Вуда со злобным фермерским семейством, держащим наготове вилы, на первых порах воспринималась как юмористическая. И лишь после Великой депрессии в ней стали видеть силу американского духа и пуризма.

«Американская готика». 1942 г.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

Второй, столь же значимый и неоднозначный персонаж грандиозной фотоновеллы Паркса – боксер Мохаммед Али. Это уже послевоенная история, когда чернокожие стали выходить на авансцену спорта и шоу-бизнеса. Фотограф специально подчеркивал, что портреты Али создавались в тот момент, когда почти вся «белая Америка» его люто ненавидела. Ненавидела и за несносный характер, и за победы над белокожими фаворитами, и за то, что тот открыто принял ислам. У Паркса и возникает образ героя-одиночки – даже в кругу продюсеров и поклонников он один. Бокс превращается в метафору выживания, никакого праздника спорта тут не наблюдается.

На фоне мрачных картин гарлемских рейдов по наркопритонам и мафиозным картелям совершенно в новом ключе смотрятся парксовские модные съемки. Тут нужно сказать, что Гордон Паркс был вполне обласкан в глянцевой среде. Стал, как сообщается в релизе, первым афромериканским фотографом, приглашенным в Vogue, и получал заказы от звезд первой величины. Довольно скромная подборка его модных снимков сопровождается потрясающим наблюдением автора. Оказывается, самое трудное в работе фэшн-фотографа – это выслушивать жалобы моделей (на жизнь, здоровье и прочие женские дела). Как говорится, ищущий страдание везде его найдет.

В разделе, где находятся разные портреты звезд и медийных персонажей, без комментариев осталась одна из лучших подборок – парксовские образы музыкантов и композиторов. То есть люди в буквальном смысле слова ответственные за гармонию. Глен Гульд, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон… И вновь Гордон находит свой фирменный ракурс. Он снимает служителей музыки не в моменты концертирования или триумфа, но на каком-то странном болевом рубеже. Там, где одиночество сочетается с почти физическим страданием, – собственно, из этого, по глубокому убеждению классика фото, и рождаются великие вещи.

"