Posted 25 февраля 2019,, 14:46

Published 25 февраля 2019,, 14:46

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

Оскар-2019: почему "Зеленая книга" победила "Богемскую рапсодию"

Оскар-2019: почему "Зеленая книга" победила "Богемскую рапсодию"

25 февраля 2019, 14:46
Нынешний «Оскар» был одним из самых «безынтрижных» за последние годы. Даже противостояние «Зелёной книги» и «Богемской рапсодии» не тянуло на полноценную интригу – победа «Рапсодии» стала бы досадным недоразумением – настолько все были уверены в победе «Зеленой книги».

Екатерина Барабаш

«Оскар» ругают всегда. Он давно не даёт наград за хорошее кино, а только за политкорректность и толерантность и вообще кому попало. Он не играет никакой роли в мировом кинопроцессе. Члены американской киноакадемии – тупые и не разбираются в кино, поэтому см. первые два пункта. «Оскар» давно тьфу не престижный никакой, потому что см. первые три пункта.

Это счастливой интонацией обычно пестрит Великая Сеть наутро после вручения «Оскара». «Я скакала за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны», - эту гениальную фразу из «Обыкновенного чуда» можно вспоминать как минимум раз в год, сразу после «Оскара», когда вокруг этой неинтересной, давно никому не нужной и тьфу совсем не престижной премии начинают с треском ломаться копья.

Ну разумеется, «Зелёная книга» получила «Оскара» как лучший фильм года только за то, что действие происходит на фоне расовой проблемы. А как иначе, если один из героев – чернокожий? И «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана Махершалу Али из «Зеленой книги» - тоже, конечно, за то, что афроамериканец. Других резонов никаких нет, правда? А почему же тогда не дали «Черному клановцу» Спайка Ли – там однозначно расовая проблема, там Ку-Клукс-Клан и его поражение.

Ну да ладно – слишком много чести. Или, может, пора научиться принимать точку зрения «весь мир идиоты, кроме меня»? Но пусть это станет отдельной темой, а сейчас все-таки про кино.

Нынешний «Оскар» был одним из самых «безынтрижных» за последние годы. Даже противостояние «Зелёной книги» и «Богемской рапсодии» не тянуло на полноценную интригу – победа «Рапсодии» стала бы досадным недоразумением – настолько все были уверены в победе «Зеленой книги». Тем более что незадолго до голосования режиссер «Богемской рапсодии» Брайан Сингер был уличен в домогательствах, а в Голливуде это прощать пока не принято. Кстати, неплохой способ борьбы с конкурентами.

Многие склонны видеть в «Зеленой книге» поликорректный «роман воспитания» - белый гопник в результате общения с объектом своего презрения проникается сочувствием и к объекту, и ко всей расе. Но речь в фильме все-таки не об этом, он шире. У главного героя, вышибалы-гопника, свое представление о «правильном» мире, в котором нет места иным, не похожим на него, зато есть место кулакам и силе. Но вдруг оказывается, что вершителем красоты и гармонии становится человек из неправильного мира - черный одинокий гей. Это фильм о том, как позорный путь (та самая «зеленая книга», путеводитель по местам, куда можно заходить чернокожим) вдруг приводит в другой мир, о существовании которого герой даже не подозревал. Это фильм о неожиданностях жизни и о человеческих ресурсах. Вообще весь кинематограф, как и все искусство - это борьба добра со злом, вопрос в том - как это сделано. А Питер Фаррелли, один из самых заметных комедиографов 80-х - 90-х, автор «Тупого и еще тупее» сумел сделать очень качественную умную мелодраму с выдающимися актерами. Махершала Али ушел с церемонии с «Оскаром», а вот Вигго Мортенсен, переплюнувший даже собственный талант и опыт, остался без статуэтки. И это очень, очень жаль, потому что по виртуозности, по умению сыграть нюансы характер в его (что очень важно) развитии «остатуэченный» Рами Малек нив какое сравнение с Вигго не идет. Думается, «Оскара» за лучшую мужскую роль дали даже не Малеку, а Фредди Меркьюри, которого Малек так прилежно изображал.

Вялотекущая интрига была, пожалуй, лишь в номинации «лучшая женская роль». Как мало у кого были сомнения, что главного «Оскара» заберет «Зеленая книга», так мало кто сомневался в победе вечной оскаровской неудачницы Гленн Клоуз. Сильная актриса с сильным же отрицательным обаянием, она шесть раз номинировалась и шесть раз уходила с пустыми руками. Роль в средненькой картине «Жена» у нее случилась и правда приметная, хотя без прорыва. И остается только снять шляпу перед ее выдержкой и силой воли, наблюдая, как она радостно аплодирует Оливии Колман, поднявшейся на сцену за «Оскаром». Что у бедной Гленн Клоуз в душе – думается, описать обычными словами не удастся, а обсценной лексике тут не место. Но справедливости ради – Колман сыграла королеву в «Фаворитке» отменно. Если Клоуз играла больше на нюансах, то роль Колман – типично лицедейская, а такие роли более выигрышны, по крайней мере для «Оскара». 45-летняя обаятельная мадам перевоплощается в пожилую королеву-лесбиянку с признаками деменции и делает это с истинно британским мастерством.

Наконец, хоть за что-то дали «Оскара» и другому неудачнику по этой части, обычно не добиравшемуся даже до номинаций, – Спайку Ли за «Черного клановца», комедийной истории про афроамериканца, практически по телефону расправляющегося с расистами. В помощь ему придан Адам Драйвер в роли еврея, внедряющегося в логово куклуксклановцев. Одетый во все фиолетовое, вплоть до оправы очков, Ли чуть не свалили с ног «вручанта», повиснув на нем и обхватив его за талию ногами. После чего режиссер произнес пламенную речь о своих чернокожих предках, которые построили страну и которыми он гордится.

С пламенными выступлениями в этот раз было, как обычно, неплохо. Особенно запомнилось выступление Рами Малека, умудрившегося не упомянуть имени режиссера. Впрочем, не сделал он этого и на вручении ему «Золотого глобуса», равно как и на вручении премии Гильдии киноактеров США. Все-таки его протагонист, Фредди Меркьюри, был посмелее.

С иноязычной номинацией тоже было все понятно заранее – только несчастный случай мог заставить обойти «Рому» Альфонсо Куарона. Кстати, Куарон также получил «Оскара» за лучшую операторскую работу, причем камеру держал в руках лично он, это был его операторский дебют. Ну и престижный «Оскар» за режиссуру. Жаль, что на прецедент – дать фильму на не английском языке главного «Оскара», на который «Рома» был номинирован, киноакадемики не решились. А было бы смело и занятно – хоть разбавили бы предсказуемость. А так за интригу пришлось отвечать Оливии Колман с Гленн Клоуз, но согласитесь – для такого действа это мелко.

"