Posted 25 февраля 2017,, 15:03

Published 25 февраля 2017,, 15:03

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Сто лет назад он был варягом, она - принцессою была

Сто лет назад он был варягом, она - принцессою была

25 февраля 2017, 15:03
В Спасском, музее-заповеднике И.С. Тургенева, проходит фотовыставка «Детская мода. 100 лет назад».

Выставка организована в партнерстве с Московским домом фотографии. Экспонируется более 100 работ. Их авторы — рядовые российские фотографы, малоизвестные, неизвестные, забытые владельцы бесчисленных фотоателье, разбросанных по всей обширной Российской империи. Это не вдохновенные артисты, а простые мастера своего дела. Их работы не претендуют на высокое искусство, но с легкостью переживают свое время, становясь бесценным свидетельством культуры ушедшей эпохи.

Портрет Марии и Тимофея, детей Саввы Морозова. Неизвестный автор. (конец 19-начало 20 вв)

Изюминка выставки - 30 фотографий из альбомов родственников писателя Дунаевских, а также Рутценов и Чадаевых, входивших в поместное окружение Тургенева. Портреты выполнены фотографами-любителями из Мценска, Орла, Болхова, Ельца, Тулы. Нет ни одной копии, только оригиналы фотографий тех лет. К сожалению, снимки немного урезаны «под альбом», на них нельзя прочесть названия фотоателье или фамилию автора, но, тем не менее, просматривается каждая линия, каждый блик.

Ателье Перельмана, Могилев, 1900-е

Сто лет — не очень большой срок. Даже рядовому зрителю легко различить одежду побогаче и победнее, изящные столичные наряды и диковинные костюмы, порожденные буйной фантазией провинциального портного. Отдельная тема - почти ушедшие в прошлое крестильные рубашечки, гимназическая форма — она мало менялась в течение последующих ста лет; простая, удобная для работы одежда крестьянских детей, одинаковые ситцевые платьица приютских сирот; кружева и бантики девочек, одетых для детского бала. Настоящий же апофеоз детского костюма — матроска. Она пришла в 1900-е годы — во время русско-японской войны, прославленных подвигов «Варяга» и «Корейца». Матроску носили все - мальчики от младенцев до подростков, девочки из хороших семей, столичные жители и провинциалы. На фотографиях почти точные копии настоящей морской формы и фантастические одеяния, лишь отдаленно напоминающие образец.

Ателье Шевляковой-Красовской, Царицын, 1900-е.

На детскую моду оказывал влияние и взрослый стиль модерн. Страсть к стилизации порой оборачивалась пародией: двухлетний малыш в чиновничьем пальто с каракулевым воротником или годовалая «дама» в бобрике и шляпе - вряд ли в таких нарядах ходили по улицам. Они явно шились для походов к фотографу. Но одежда для старших девочек все больше похожа на взрослую. Изящные шляпки, пена кружев и оборок, замысловатые расцветки тканей — печать модерна здесь видна отчетливо. Много фото, где маленькие изысканные дамы идут под руку с прекрасными юными рыцарями в матросках.

Всякое время дает свои образцы для подражания. В начале XX в. все ясно и определенно. Есть подлинные герои — русские моряки, есть пока и настоящие принцессы — великие княжны. И мальчик должен быть героем, а девочка — принцессой.

Портрет гимназисток старших классов в белых кружевных передниках (1914 г.)

- Сделать фотографию своего ребенка родители стремились всегда, - говорит научный сотрудник музея-заповедника Анна Ларин. - Детские фотографии казались весьма удачной находкой для оформления поздравительных открыток, чем и обеспечили себе популярность, а затем и «долгожительство» в качестве семейного сувенира.

На пляже. 1910-1913

А вот птичку из фотоаппарата дети прошлого века ждали с таким же интересом, как и нынешние.

"