Posted 24 февраля 2015,, 21:00

Published 24 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:02

Updated 8 марта, 02:02

Режиссер Андрей Звягинцев

Режиссер Андрей Звягинцев

24 февраля 2015, 21:00
В ночь на понедельник в Лос-Анджелесе проходило вручение премии Американской киноакадемии «Оскар». Одним из главных претендентов на получение награды в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» был фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», но приз в итоге получила лента «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. «Нов

– Для вас была приемлема та натура, в которой вы снимали «Левиафана»? Не хотелось ли чего-то добавить, что-то изменить?

– Мы ничего не меняли. Мы поставили декорационный объект, дом Николая, и все. Кладбища кораблей, которые мы снимали, как лежали в поселке, так и лежат. Хочу подчеркнуть, что поселок Териберка у нас называется Загорье, – мы не снимали Териберку, пусть териберчане и другие зрители, которые почему-то рассматривают фильм как документалистику, успокоятся. «Правда или неправда» – странный критерий. Применять такие критерии к художественному произведению – невежество высшей пробы. Представьте себе, что вы жена коллежского асессора, вы читаете поэму «Мертвые души» и судите, правда это или нет… Это же художественный образ. А еще териберчане, видевшие картину, говорили: а что же вы не показали вот этот или этот объект, которые олицетворяют полное умирание, – но у нас ведь не было такой цели – показать умирание. Мы показывали жизнь. И снимали кино про настоящих людей.

– Вы наверняка не ожидали, что четвертый фильм принесет такой широкий прокат во всем мире…

– Я никогда не ожидаю, я просто делаю кино. Так сложилось. Мы не рекламное агентство, чтобы задавать себе вопросы о целевой аудитории и т.д. Мы снимаемь фильм. Пришелся он ко двору или нет – вопрос судьбы.

– Вы связываете кассовый успех «Левиафана» и его фестивальную историю с тем, что фильм кажется зрителю более острым, чем предыдущие ваши фильмы?

– Про кассовый успех вопрос не ко мне, я другим делом занимаюсь. Но расскажу вам вот такую историю. Есть документальный фильм, сделанный Мартином Скорсезе, об истории американского кино. Одна барышня рассказывает в нем о том, как в семидесятые годы, эпоху цветения авторского кино в Америке, блокбастеры типа «Клеопатры» и «Спартака» провалились, и киноиндустрия не знала, что дальше делать. На смену этой эпохе пришли авторы – Мартин Скорсезе, Роберт Де Ниро, Дэннис Хоппер. Началась эпоха ренессанса американского кино. И эта барышня вспоминает, что однажды, в тусовке вот этих молодых людей, она открыла киножурнал типа Variety и увидела цветной вкладыш, который рассказывает об успехах индустрии кино. Главным фильмом сезона журнал назвал фильм типа «Челюстей»… Его поставили на первое место благодаря тому, что фильм собрал большую кассу. Она прочла это и поняла, что наступило новое время. Касса – это не критерий оценки фильма. Я думаю, вы это понимаете.

– Фильм собрал немало фестивальных призов. Похвала необходима режиссеру…

– Не режиссеру, а любому человеку, который занимается творчеством. Любой человек нуждается в поддержке. Но вообще, «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца» – это моя мантра.

– Вы говорили, что мнение членов жюри «Оскара» очень сложно предсказать…

– Мнения не нужно предсказывать. Ты сидишь в зале и ждешь, назовут твой фильм или нет. Какое отношение это имеет к тому, что ты думаешь по поводу их мнения?

Видеорепортаж смотрите на сайте "НИ" : www.newizv.ru

«Левиафан» не прогремел в российском прокате

Фильм «Левиафан», интерпретация истории библейского персонажа Иова, рассказанная Андреем Звягинцевым на материале современной России, был высоко оценен зарубежной и российской кинокритикой и вызвал неоднозначную реакцию общества. В частности, о том, что фильм ему не нравится, не раз говорил министр культуры РФ Владимир Мединский, а православные активисты хотели запретить прокат ленты. «Левиафан» стал обладателем множества престижных кинопремий, в том числе «Золотого глобуса» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за лучший сценарий. Дата начала российского проката фильма (для которого Андрей Звягинцев переозвучил оригинальную версию фильма из-за запрета нецензурной лексики в кино и театре) не раз сдвигалась, что спровоцировало утечку копии фильма в Интернет. В итоге в российском прокате фильм собрал 77.245.884 рубля. Отметим, что для авторского кино такая сумма считается очень солидной. Тем не менее прошлогодний отечественный выдвиженец на «Оскар» – фильм Федора Бондарчука «Сталинград» собрал в российском прокате 1.669.275.210 рублей. Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр», который выдвигали от России на «Оскар» в 2012 году, собрал 101.115.400 рублей. Ни «Сталинград», ни «Белый тигр» не входили в шорт-лист премии.
Евгения АЛЕКСАНДРОВА
"