Posted 24 февраля 2015,, 21:00

Published 24 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:50

Updated 8 марта, 03:50

«Лебединая песня» в красках

«Лебединая песня» в красках

24 февраля 2015, 21:00
В Мадриде открылись сразу две выставки французской живописи. В залах Фонда МАПФРЕ развернута роскошная экспозиция салонной парижской академической живописи XIX века из фондов Музея д’Орсе, а в музее Тиссена-Борнемисы – первая большая ретроспектива французского художника и графика Рауля Дюфи, яркого представителя фовизм

В экспозиции Рауля Дюфи – более 90 работ автора из частных коллекций, многие из которых впервые представляются широкой публике, а также из известных музеев. Среди них – Парижский музей современного искусства, Национальная галерея искусств Вашингтона, Институт искусств Чикаго, Лондонская галерея «Тейт Британия» и Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж). Последний, в частности, предоставил 36 произведений живописи, графики и текстиль художника.

В Мадрид привезли картины, акварели, рисунки, книжные литографии, керамику и ткани, созданные художником. Молодой Дюфи (1877–1953) вдохновенно рисовал свой родной Гавр и нормандские пейзажи, он брал сюжеты из повседневной жизни – шумные морские курорты, праздничные скачки в Довиле, регаты и яхтсмены. Его картины и акварели – это летопись нравов того времени.

Потом, уже в поздний период творчества, именно декоративно-прикладное искусство, которым мастер начал заниматься исключительно из меркантильных соображений (яркие полотна Дюфи плохо покупались), сделало его знаменитым. Он создавал принты тканей для известных модельеров, картоны для ковров, керамику, расписывал общественные здания. Иллюстрации Дюфи украшают книги Гийома Аполлинера, Стефана Малларме и Андре Жида. В Мадриде представлена серия работ к книге Аполлинера «Бестиарий, или кортеж Орфея».

Фовизм покорил Дюфи яркими чистыми цветами, резко очерченными выразительными контурами, крупными планами и образами. Затем был период увлечения кубизмом, и к 20-м годам прошлого века Дюфи вырабатывает собственный узнаваемый стиль. Его манера письма в зрелый период творчества получила название «стенографической». Именно в таком хронологическом порядке представлены работы на выставке Рауля Дюфи в Мадриде, которая состоит из четырех частей: «От импрессионизма к фовизму» (первые шаги в живописи), «Конструктивный период» (период влияния Поля Сезанна и приближение живописи Дюфи к кубизму), «Декораторство» (создание эстампов для текстиля и керамики), «Свет цветов» (период зрелого творчества).

Выставка в Фонде МАПФРЕ – антипод ретроспективы Рауля Дюфи, потому что это в чистом виде академическая живопись, столь чуждая Дюфи, но невероятно красивая и покоряющая сердца многих своими сюжетами и образами. Это гимн идеальной женской красоте. В испанскую столицу впервые привезли уникальную коллекцию салонного академизма Музея д’Орсе – роскошные полотна, украшавшие лучшие салоны Парижа во второй половине XIX века. Французские живописцы-академисты были последними, кто возродил во всех красках и оттенках античных героев Древней Греции и Древнего Рима, кто писал на своих полотнах мифологические, аллегорические и библейские сюжеты и решился воспевать идеальную красоту женского тела.

После академистов пришло время импрессионистов, экспрессионистов, фовистов, кубистов и абстракционистов. Это была «Лебединая песня» (так называется открывшаяся в Мадриде выставка) академической, классической живописи, боготворившей красоту и не ставившей перед собой более никаких других сверхзадач. Эти картины, на которых изображены ослепляющие белизной своей кожи, завораживающие своими естественными изгибами, идеальными формами обнаженные женские тела вымышленных красавиц (но для которых позировали вполне реальные женщины), покоряют раз и навсегда.

Среди привезенных из Парижа шедевров – «Рождение Венеры» и «Похищение нимфы» Александра Кабанеля, «Источник» Жана-Огюста Доменика Энгра (полотно с обнаженной девой, держащей на плече кувшин с льющейся из него водой), «Данте и Вергилий в аду», «Ореады», «Нимфы и сатир» и еще одно «Рождение Венеры» Вильяма Бугро. Отдельный зал посвящен направлению реализма в академической школе. Это портреты известных французов – писателя Виктора Гюго и философа Марселя Пруста – и семейные сценки из жизни французской знати того времени.

"