Posted 24 февраля 2015,, 21:00

Published 24 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:50

Updated 8 марта, 03:50

Буржуазия по-советски

Буржуазия по-советски

24 февраля 2015, 21:00
Выставочный проект «Советский дизайн: от конструктивизма к модернизму» восполняет давно пустующую нишу в нашем музейном деле: он наконец заявляет о ценности самого что ни на есть советского быта. Мы так долго пытались от него избавиться, что не заметили, как сталинские кожаные диваны и хрущевские тумбочки превратились

Эта выставка опасно балансирует между чисто музейным проектом и антикварным шоу. От музейности у нее – четкое деление по залам, в каждом из которых представлен свой стиль. От ценного стула из конструктивистского «Дома на Набережной» Бориса Иофана через мебельный гарнитур «Хлеба коммунизма» (для дома коммунаров) вплоть до столов и стульев Юрия Случевского, выполненных для первых пятиэтажек. Иными словами, расписано полстолетия дизайна. Все это декоративное хозяйство организовано по архитектурным лекалам: от аскетичных и артистических форм революционных зодчих к показательному богатству и монументальности сталинского ампира и, конечно, к стандартизированным и полированным изделиям первых хрущоб.

Вместе с тем кураторы галереи «Эритаж», которая выступила инициатором проекта, захотели показать вещи неординарные, совсем не усредненные. Наоборот, здесь масса разных штуковин, которые заставляют тыкать пальцем, хихикать, изумляться казусам идеологического быта. Так, например, в первом же зале, где речь идет о конструктивизме, возникает советская палехская роспись со Сталиным, осеняющим народный праздник, и прочими атрибутами вождизма (агитационные лаки). А рядом – керамическое панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» 1934 года для ленинградского Дома политкаторжан. К конструктивизму они имеют такое же отношение, как Малевич – к иофановскому Дворцу съездов. То есть слишком опосредованное.

Думается, галеристы очень веселились, когда расставляли на массивный стол для заседаний, созданный по проекту Лансере (1930-е), восковые муляжи с типичной пищей из советской фабрики-кухни (такие тарелки с горошком и пюре выставлялись в витринах – не переводить же реальный продукт). По соседству и вовсе невероятная находка – редчайший холодильник-ледник из кухни того же времени – вполне себе деревянная тумбочка, только с торчащим непонятно зачем краном. И так в каждой из пяти комнат – обязательно попадется что-то, что навевает воспоминания и рождает парадоксы частного и общественного советской поры.

Кстати, именно в личном подходе к вещам (а смог бы я жить среди них? как в таких интерьерах чувствовали себя наши бабушки и дедушки?) – особая прелесть выставки. Сколь бы антиквары ни доказывали, что сталинская мебель страсть как хороша, а хрущевские стенки – самые модные вещи в нынешнем сезоне, отрешиться от исторической памяти никак не получается. Она неумолимо заявляет: вся история советского дизайна – это бунт человека против системы, когда частный, мещанский мирок российского гражданина со всех сторон осаждался государственным строительством. Но, благо, всегда находилась лазейка для бегства: если не примус, так коврик на стене, если не чешский хрусталь, так статуэтка балерины на серванте.

"