Posted 24 февраля 2014,, 20:00

Published 24 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:31

Updated 8 марта, 04:31

«Пять вечеров» с Володиным

«Пять вечеров» с Володиным

24 февраля 2014, 20:00
В Санкт-Петербурге прошел X юбилейный международный театральный фестиваль «Пять вечеров» имени Александра Володина. Впервые фестивальная программа была столь обширна, что спектакли «разъехались» по нескольким площадкам и шли одновременно.

Кроме того, фестиваль разделился на два тематических блока. Володинский репертуар включил в себя две сценические версии пьесы

«С любимыми не расставайтесь» – от Генриетты Яновской (Московский ТЮЗ) и от Юрия Погребничко (Театр около дома Станиславского), «Осенний марафон. P.S.» от Анатолия Праудина (Театр-фестиваль «Балтийский Дом»), «Фабричную девчонку» и «коктейль» из персонажей Виктора Розова и Александра Володина «В поисках радости. Век XXI» от новосибирских театров.

Спектакли Яновской и Погребничко стали заметными премьерами нынешнего московского театрального сезона, постановка Праудина – петербургского. Написано о них было много.

«Фабричная девчонка» – яркая по визуальному ряду и облегченная «изнутри» постановка Павла Южакова и его «Первого театра». В принципе она не вызывает внутреннего протеста, так как на выходе является именно то, что, вероятно, и задумывалось. Немножко стеба, водопад энергии, красивые, эффектные молодые актрисы и лихие танцевальные «вставки». Правда, природа этих вставок восходит не к классическому мюзиклу, а к ревю, и никакой дополнительной лепты в плане раскрытия характеров героинь они не несут. Да и сами характеры воспроизводятся по лекалам определенного рода телесериалов, где человек выглядит «уплощенным», схематичным, совершающим поступки и действия не по причине тех или иных обстоятельств, а словно по невидимому, на годы вперед расписанному сценарию.

В силу неведомых причин к песням и танцам потянуло и режиссера-постановщика спектакля «В поисках радости. Век XXI» Галину Пьянову (Театр «Старый Дом»). В основе сценического действа «Старшая сестра» и «Пять вечеров» Володина, «В поисках радости» Розова, вернее, произвольно набранные фрагменты из этих пьес. На деле зрителю предлагается разрозненная мозаика, не складывающаяся в единую драматургическую ткань, то есть отдельные пазлы так и остаются отдельными, а все вместе сложно назвать даже «мотивами», как заявлено в программке.

Скорее всего, «ответственность» за объединение происходящего на подмостках лежала на музыкальной составляющей, но так же, как спектакль с вставными ариями-куплетами не становится опереттой или мюзиклом «по умолчанию», музыкальная драматургия не нарождается сама по себе. Ну а в силу отсутствия выстроенной музыкальной партитуры спектакль распадался не только на отдельные «сценки», но и на немотивированно возникающие вокально-танцевальные номера.

Чрезвычайно любопытными оказались спектакли по произведениям современных драматургов, сформировавших программу «После читки». Напомню предысторию: в рамках фестиваля есть проект «Первая читка» – знакомство театральной общественности с эскизами новых пьес. В этом году к читкам прибавились сценические версии текстов, прозвучавших на фестивале в прошлые годы: Алексея Паперного «Август» («Проект «Платформа» на территории ЦСИ Винзавод); Любови Стрижак «Кеды» («Этюд-театр»), Юрия Клавдиева «Развалины» (ЦДР Казанцева и Рощина).

Все три постановки по-своему хороши, разве что спектакль Кирилла Вытоптова («Развалины»), сделанный для камерной площадки, несколько «тонет» в пространстве Театра на Литейном. Однако помимо достойных актерских работ, удачным ходом видится отсутствие декларированности, навязчивых примет времени (события разворачиваются в блокадном Ленинграде, где в стремлении выжить мать семейства Мария Развалина кормит детей человеческим мясом) и обозначенных границ между белым и черным. Вытоптов абсолютно беспристрастен: подобно операторам Animal Planet лишь фиксирует жизнь, как она есть. Не вмешиваясь, не морализаторствуя, не расставляя акцентов. В этом спектакле нет гуманистических смыслов, но нет и низвержения "идеалов". Только скупая констатация факта, что в одинаковых обстоятельствах разные люди ведут себя по - разному, а сами обстоятельства бывают запредельны.

Таким же взглядом "со стороны" видятся и превосходно поставленные Алексеем Забегиным «Кеды». Этакий «роман без героя», главный персонаж которого парень по имени Гриша (за эту роль Филипп Дьячков получил в начале года премию «Прорыв» в номинации «Лучший молодой актер драматического театра») погружает себя в бесконечную рефлексию и тотальное ничегонеделание. Он находится в глубоком конфликте, но не с окружающим миром, как может показаться вначале, а с самим собой. Предельно «облегченное», бездеятельное существование Гриши – сознательный выбор. И это тоже жизнь, как она есть.

Свою пьесу «Август» Алексей Паперный поставил сам. Получилось кинематографично, фантасмагорично и пронзительно. Здесь ничего не хочется понимать: «картинка» завораживает, а эмоциональный строй спектакля «вбирает» в себя и заставляет чувствовать. Здесь Моцарт, Шуберт и Бах органичны не потому, что один из персонажей учится на пианиста, а играющая одну из ролей Варя Турова умеет играть на фортепиано, а потому, что гармонично и поэтично само сценическое действо. Но, несмотря на романтический флер, окутывающий и самые бытовые детали, спектакль Паперного – тоже о жизни и о выборе.

В целом юбилейный фестиваль получился на редкость разноплановым, сохранив при этом характерную для него цельность и стройность.

"