Posted 24 февраля 2009,, 21:00

Published 24 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:47

Updated 8 марта, 07:47

«Летка-енка» и Бродский

«Летка-енка» и Бродский

24 февраля 2009, 21:00
В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой прошла премьера поэтического спектакля «Дело № 69: Посвящается Я...». Режиссер Алексей Злобин определил жанр спектакля как «страшно смешная трагедия на слова Иосифа Бродского».

Алексей Злобин предупредил в программке, что помимо поэмы-детектива «Посвящается Ялте» в постановке используются: поэма «С видом на море», фрагменты «Из школьной антологии» и стихотворения на усмотрение артистов. Артисты свое право использовали довольно широко, включая в ткань композиции самые любимые, самые известные: «Воротишься на Родину», «Дидона и Эней», «Я был только тем, чего ты касалась ладонью», – не слишком задумываясь, как одно стихотворение сочетается с другим. Стихи здесь перебивают друг друга, толкаются, а не отталкиваются, глушат смысл и окончательно спутывают и без того ускользающий сюжет псевдорасследования. История одного убийства теряется в воспоминаниях о том, как расставалась Дидона с Энеем: Великий человек смотрел в окно. А для нее весь мир кончался краем его широкой греческой туники…

Разворачивание расследования запинается и вязнет в интимнейшем из поэтических признаний: Я был только тем, чего ты касалась ладонью, над чем в глухую, воронью ночь склоняла чело…

И зрители окончательно перестают что-либо понимать, услышав: «Воротишься на родину. Ну, что ж, гляди вокруг, кому еще ты нужен...»

В какую-то минуту уже начинаешь даже развлекаться, предвкушая, что же еще прозвучит по усмотрению актеров: «Осенний крик ястреба» или «Рождественский романс»?

Немного странно, что никто не объяснил молодому режиссеру, берущемуся ставить великого поэта, что ритм и логика разворачивания стиха не терпят перерывов и вставок (попробуйте как-нибудь на досуге почитать кусками «Евгения Онегина» и «Полтаву» – удивитесь, какая выйдет какофония). Каждое стихотворение поэта (особенно такого поэта-философа, как Иосиф Бродский) – герметичная вселенная, и при насильственной состыковке неизбежен взрыв и обессмысливание. И уж совсем чудовищно смотрятся введенные режиссером вокальные и танцевальные номера. То Героиня (Ирина Евдокимова) споет с придыханиями эстрадной дивы романс или «Джамайку». То все персонажи вместе сбацают «Летку-енку».

Спектакль удается, только если совпадают тысячи случайностей, и достаточно какого-нибудь одного выбивающегося компонента, чтобы все разрушить. Но постановка «Дела № 69: Посвящается Я...» не сложилась, похоже, уже на уровне замысла. И чем добросовестнее хорошие актеры пытаются выполнить неверную задачу, тем дальше уплывает постановка от целей, смысла и даже подобия какой-либо ансамблевости. Каждый старается сам по себе. И замкнутая отстраненность Героя (Леонид Тимцуник) никак не монтируется с пугающей активностью героини: Ирина Евдокимова играет с таким пережимом, как будто зрители наблюдают за ней не с расстояния в полуметр крошечного зала, а в бинокли с верхних ярусов стадиона.

Поэзия – редкий гость на наших сценах, и очень немногие умеют с ней обращаться. Спектакль «Дело № 69. Посвящается Я…» дает прекрасный пример пути, на котором тупик.

"