Posted 24 января 2011,, 21:00

Published 24 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

Путешествие с домашними животными

Путешествие с домашними животными

24 января 2011, 21:00
Драматург и шоумен Евгений Гришковец наконец решился на то, чего все ожидали давно и чему неожиданно стал катализатором экономический кризис. Гришковец устроил собственный бенефис на большом экране. До этого он мелькал в эпизодических ролях, но когда нас накрыл кризис, тут-то оказалось: для пьес Гришковца на экране с

Пьесы его камерные, больших финансовых вложений не потребуют, а присутствие нон-стоп в кадре всеобщего любимца, трогательно-небритого интеллигента с хорошо подвешенным языком наверняка привлечет зрителя. Ясно: раз Гришковец – значит, будет что-то домашнее, привычное и интеллигентное.

Бюджет «Сатисфакции» – это бюджет примерно двадцати секунд «Аватара». Совсем скромные деньги, раньше такое кино называли малобюджетным и возлагали на него большие надежды, пока не поняли, что возлагать надежды на бюджеты – дело совсем порочное. Вообще-то Гришковцу для фильма (здесь он выступил продюсером) много денег и не надо. Вернее даже сказать, что, кроме него самого, ему вовсе никто и не нужен. Взяв в соавторы юную дебютантку – режиссера Анну Матисон, Гришковец пустился в большое путешествие на большой экран.

Сюжет: наикрутейший провинциальный бизнесмен Александр (Евгений Гришковец) узнает, что жена изменяет ему с его помощником Димой (Денис Бургазлиев). Александр назначает дуэль в ресторане, на кону – миллион долларов плюс неверная жена. Оружие – алкоголь. Участники дуэли в снятом на всю ночь ресторане будут пить без продыху. Кто первый вырубился – тот проиграл.

Полтора часа беседы пьянеющих мужчин, по мысли авторов, должны вызвать у зрителя почти энтомологический интерес. Главное в этой дуэли – разговорный контекст, в котором оба персонажа должны раскрыться, а зрители – удивиться произошедшим с героями переменам. Но удивляешься не этому, а скорее той легкости, с какой Гришковцу удается сделать всю съемочную группу собственной подтанцовкой. Визави – тот хотя бы произносит текст Гришковца, как всегда, остроумный и занятный, и схематичность этого образа простительна. Но остальная подтанцовка не слишком справляется даже со своей скромной ролью.

Ученическая наивная режиссура Анны Матисон исчерпывается детскими метафорами вроде регулярно появляющегося на экране калейдоскопа с мелькающими картинками. Его крутит скучающая за стенкой ресторанная повариха. Да и все остальные функции режиссуры сводятся к нехитрой задаче доказать, что фильм «Сатисфакция» – не просто перенесенные на экран монологи героев, а кино. Для этого используется небольшой набор инструментов: время от времени рюмка крупным планом и рука, наливающая в нее напиток. Амплитуда дрожания руки увеличивается с каждым разом, по мере продолжения дуэли. Есть еще почти целая параллельная сюжетная линия – та самая повариха с калейдоскопом и ее соратники по кухне, которым приказано торчать на работе, пока не вырубятся дуэлянты. У них примерно те же проблемы, что и у дуэлянтов, только масштаб поменьше да аппетиты пожиже. Если за стеной на кону миллион долларов, то здесь – пятьсот рублей на спор: съест ли официант кастрюлю холодных макарон. Что у этой компании получается бесспорно, так это тянуть время, остающееся между раундами дуэли.

Истинный энтузиазм у зрителя, хотя бы поверхностно знакомого с творчеством Гришковца, способна вызвать лишь сцена с собакой. Чтобы напомнить, что и миллионеру ничто человеческое не чуждо, на проезжую часть выбегает собачка с медалью на мохнатой шее (потом эту медаль герой Гришковца отправит жене в коробке с бриллиантовым колье). Завидев ее, тот, кому человеческое не чуждо, выскакивает из «Мерседеса» и тщетно пытается спасти песика от верной гибели под колесами. Словно пытается извиниться за ту безымянную собаку, которую он съел на заре своей популярности и которой он этой популярностью обязан. Съеденная собака отмщена. Похоже, она единственная, кто получил сатисфакцию.

"