Posted 24 января 2008,, 21:00

Published 24 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Случайные кадры

Случайные кадры

24 января 2008, 21:00
В нашем кино и на телевидении царит эпоха дилетантизма. Непрофессионалы на глазах миллионов зрителей катаются на коньках, боксируют, поют и танцуют. А те, кому положено петь, танцевать и боксировать, наоборот, выходят на большой экран. В ближайшее время кинолюбителей будет радовать, например, Борис Моисеев, который в р

Некоторые режиссеры прямо-таки обожают приглашать в свои фильмы людей без ВГИКа за плечами, считая, что у них все получится живее и естественнее. Немаловажную роль здесь играет такое понятие, как типаж. Среди «народа» ведь масса интересных типажей! Этим всегда отличалась, к примеру, Кира Муратова. В ее «Коротких встречах» и «Долгих проводах» снималась Лидия Базильская, которая была... дояркой, а потом работала на Одесской джутовой фабрике.

Это был не «День» Макаревича

Но если раньше лишь отдельные режиссеры воплощали на экране свою теорию о необязательности актерского образования, то нынешний массовый поток связан с тем, что кино стало жить по законам шоу-бизнеса. Присутствие на афишах любого раскрученного имени для продюсера важнее актерского мастерства. Для исполнения эпизодической роли иная мегазвезда может прибыть на съемочную площадку на полчаса и, не слишком напрягаясь, получить за это баснословный гонорар. В приватных разговорах продюсеры и не скрывают, что таких людей приглашают даже не ради самого фильма, а ради... рекламного ролика к нему.

Не все из известных музыкантов обладают актерскими данными. Сами труженики эстрады воспринимают съемки как небольшую смену амплуа: концертную площадку они на время меняют на съемочную. Но для профессионального режиссера иной раз такая смена становится головной болью. Вот лишь один пример – фильм «День выборов», вышедший в прокат в прошлом году. Он был снят по мотивам двух спектаклей – «День выборов» и «День радио». В театральной версии всю музыкальную часть тащил на себе лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев, имеющий актерский опыт еще со времен студенческого театра МГУ. В фильме он получил лишь эпизодическую роль, а исполнение кортневского суперхита «Снежинка» было доверено Андрею Макаревичу, который явно оказался не таким эффектным исполнителем, как Алексей, и провалил отличную музыкальную пародию на туристов-фанатиков.

Зато тот же Макаревич вполне органично выглядел в ленте «Начни сначала». Точно так же, как Алла Пугачева в «Женщине, которая поет» или Лариса Долина в роли негритянской певицы в «Мы из джаза». В итоге режиссеры уже намотали себе на ус, что музыкантов лучше приглашать, прежде всего, на роли музыкантов. Вот и Сергей Шнуров в «Играх мотыльков» Андрея Прошкина играет музыканта. В этом году выйдет продолжение культовой «Ассы» Сергея Соловьева, где тоже снимался Шнур, а также другой музыкант, представитель абсолютно иной культуры Юрий Башмет. Кстати, именно в первой «Ассе» Сергей Соловьев зажег кинозвезду Виктора Цоя.

Его величество Мамонов

Петр Мамонов – приятное исключение, когда культовый музыкант сумел стать отличным драматическим актером. Это сейчас он получает за роли кинопремии и выступает с пространными речами на торжественных киноцеремониях. В былые годы он был известен как лидер группы «Звуки Му». В 1990 году случился «Такси-блюз» Павла Лунгина, главная роль, Каннский кинофестиваль, признание кинокритиков. Затем Мамонов стал реализовываться и на театральных подмостках, играя в трех спектаклях Театра имени Станиславского. Ну, и венец всего – конечно, «Остров» Павла Лунгина, после которого экс-музыканта иначе, как актером, уже и не называют. Теперь Лунгин намеревается снимать фильм про Ивана Грозного с Мамоновым в роли царя.

Гарик Сукачев не только снимается в кино, он его и сам снимает. В этом году должен выйти его новый фильм – «Дом солнца». В его режиссерской фильмографии уже есть две очень неплохие картины – «Кризис среднего возраста» и «Праздник». Правда, фильмы Гарика – скорее профессиональное хобби: ни фестивали, ни прокатчики многого от него не ждут.

Звезды спорта встали на скользкий «Путь»

Моду на участие в кинопроектах известных музыкантов, похоже, в ближайшее время сменит мода на спортсменов. Фигуристы решили дать достойный ответ «звездам на льду» и подписались на участие в 100-серийном фильме «Мой жаркий лед». Среди участников – Алексей Тихонов, Роман Костомаров и Алексей Ягудин. Последний, кстати, решил максимально расширить поле своей деятельности. Он теперь не только снимается в кино, но еще и поет в дуэте с «фабриканткой» Викторией Дайнеко.

Недавно закончились съемки нового фильма Филиппа Янковского «Каменная башка». В главной роли – суперзвезда бокса Николай Валуев. И сыграл он там, конечно же, боксера. Еще одна новая российская картина, «Путь» (режиссер Владимир Пасичник), вообще претендует на включение в Книгу рекордов Гиннесса по числу задействованных в ней звезд спорта. В фильме снялись гимнастка Ирина Чащина, боксеры Николай Валуев и Олег Тактаров, ушуист Джамал Ажигирей, самбисты Дмитрий Максимов и Сурен Балачинский, мастер спорта по рукопашному бою Алик Гульханов. А главную роль сыграл бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах, дзюдоист Дмитрий Носов.

Если музыкантов еще хоть как-то можно вытянуть с помощью привязки к сцене, то спортсмены, претендующие на исполнение классических ролей, выглядят на экране зачастую еще более нелепо. Впрочем, публику, которая приходит в зал смотреть кровавые боевики, не всегда интересует актерское мастерство. Эта публика как раз лучше реагирует на авторитетных персонажей, количество перестрелок и прочих кровавых сцен. Так что продюсеры, снижающие, таким образом, уровень картин, в данном случае внакладе не остаются.

Жалкий писк светских львиц

Но еще больше, чем спортсмены, низкий уровень актерской игры способны продемонстрировать светские тусовщики и те люди, которых принято называть «медийными лицами». На подходе молодежная комедия «Никто не знает про секс-2» с участием Ксении Собчак (до этого Ксения снималась в фильме «Воры и проститутки»). А в первой части «Секса» засветилась телеведущая Аврора. Другая не менее известная теледива, Анфиса Чехова, сыграла одну из ролей в фильме ужасов «С.С.Д.».

Конечно, замечательным актерским даром можно обладать, не учась в специализированном заведении. В конце концов, главный и самый обаятельный киногерой 90-х Сергей Бодров-младший закончил исторический факультет МГУ. Не было актерского образования у талантливейшего Георгия Буркова. Ни в каких институтах не обучался актерскому мастерству колоритный Виктор Авилов. И все же это всего лишь счастливые исключения. А в идеале все-таки «сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник». Так что всем, мечтающим о кинославе, хотелось бы посоветовать сначала выучить басню, стихотворение и прозаический отрывок и попробовать поступить во ВГИК.



Смотрите фоторепортаж:
Как уродины становятся иконами стиля

КОММЕНТАРИИ

Денис НИКИФОРОВ, актер («Бой с тенью», «Танкер «Танго»), выпускник Школы-студии МХАТ:
– Ежегодно в Москве выпускается много профессиональных артистов. Мне обидно, что люди, которые учились этому, остаются без работы. Когда я поступал в Школу-студию МХАТ, меня спрашивали, не боюсь ли я остаться без работы. Я сказал, что не боюсь, потому что время идет, старики уходят, молодежь приходит. А сейчас вы много в кино видите молодежи? Только 15–20 человек, которые переходят из фильма в фильм. Нет новых лиц. Продюсеры гонятся за рейтингами сериалов, фильмов и используют известных людей. А потом получается полное г… Если боксер играет сам себя, то есть боксера, это прекрасно. Допустим, группа «Чайф» играет в кино сама себя. И это клево, потому что я сразу им верю на 150 процентов, что это группа «Чайф». Но другие роли… У меня была крайняя картина, в которой хотели, чтобы снимался один из шоуменов. Я сказал, что, если это случится, я не буду сниматься. Если ты хорошо делаешь свое дело, зачем заниматься другим?
Андрей СУХОВ, актер («Слуга государев»), выпускник Школы-студии МХАТ:
– Это большая боль и большое падение культуры. Люди, считающие себя профессиональными артистами, на самом деле ими не являющиеся, приводят уровень нашего театра и кинематографа в абсолютный упадок. Сегодня кузницей кадров стал КВН, где есть люди, может быть, и талантливые, но не в таком же количестве. Можно снять известного человека в эпизоде, но на главные роли приглашают людей, которые не умеют разговаривать, не знают, как вести себя в кадре! На шоу вроде «Стань звездой» приходят те, кому не надо платить. И они готовы на все: разбить себе голову, упасть, сломать шею – только ради того, чтобы их показали. А продюсеры довольны – рейтинги ползут вверх. Это грустно. Профессиональный актер в данном случае чувствует свою ненужность, невостребованность.
Дмитрий НОСОВ, дзюдоист, бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах (сыграл главную роль в фильме «Путь»):
– Быть на съемочной площадке целый день, входить в нужный образ и подбирать эмоции – это адский, тяжелый труд. Это морально и физически тяжело. Мне кажется, у меня немного получается, потому что к кино есть какая-то предрасположенность с детства. Поэтому, на мой взгляд, приход в кино непрофессиональных людей вызван, в первую очередь, интересом: мне сниматься очень интересно. И профессиональное актерское образование вовсе необязательно, ведь самый главный судья – это зритель. И ему по барабану, учился человек или нет. Главное – как умеет человек играть. Что касается притока в кино спортсменов, то тренироваться всю жизнь невозможно – спорт не вечен. Жизнь идет дальше, и приходится производить смену деятельности. Кто-то становится тренером, а кто-то идет в кино – кто во что горазд.

Опрос провели Александра ИВАНОВА и Евгения ДРОЗДОВА

"