Posted 24 января 2006,, 21:00

Published 24 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

10 тысяч за «фанеру»

10 тысяч за «фанеру»

24 января 2006, 21:00
Шоу-бизнес встревожен. В небольшом городе Северодвинске Архангельской области случился прецедент, который грозит перевернуть представления московской эстрадной богемы о собственной концертной деятельности. На афишах не было указано, что концерт проводится под инструментальную фонограмму («минус один»). За это организат

Концерт, рискующий войти в историю российского шоу-бизнеса как прецедент, состоялся в Северодвинске еще в декабре. Специалисты местного отделения Роспотребнадзора обратили внимание, что в нем не использовались музыкальные инструменты, а вместо них звучала записанная в студии фонограмма, и посчитали это нарушением закона «О защите прав потребителей». По данным информационного агентства Regnum, организатором концерта выступала директор местного Центра культуры и общественных мероприятий Валентина Будрина, ей и выписали штраф в 10 тысяч рублей.

В пресс-службе центрального офиса Роспотребнадзора России в Москве «НИ» сообщили лишь то, что «такая информация была». Однако подробностей велели ждать неопределенное время, от комментариев отказались и бросили трубку.

Опрошенные «Новыми Известиями» продюсеры и музыканты подтвердили, что подобных прецедентов в российском шоу-бизнесе пока не было, несмотря на то что тема в последние годы активно муссировалась на всевозможных «круглых столах», в прессе и Госдуме. Государственные мужи долго обсуждали (хотя так и не пришли к единому мнению), нужен ли отдельный закон, ограничивающий исполнение песен под фонограмму, или достаточно закона «О защите прав потребителей», который, впрочем, до сих пор в части концертно-гастрольной деятельности не работал. Известные музыканты с пеной у рта спорили, является ли исполнение под фонограмму обманом. Но северодвинское отделение Роспотребнадзора впервые перешло к конкретным действиям.

Впрочем, перешло весьма неумело. Проблема в том, что бывшие вокалистки «Миража» являлись в разное время как раз теми «закадровыми» персонами, которые готовили для всесоюзно известного коллектива пресловутые вокальные фонограммы. То есть петь вроде бы умеют, а потому теперь, восстав из пепла, делают это живьем. Фонограмма, в которой уличили организаторов, оказалась так называемой минусовкой, хотя по России полным-полно «чесов», где вокалисты попросту открывают рот или, по формулировке Александра Градского, используют вокальную имитацию.

По мнению оштрафованной г-жи Будриной, в законе «О защите прав потребителей» речь идет как раз о недопустимости пения под фонограмму без уведомления на афишах, но никак не об инструментальном фоне. Теперь директор центра культуры намерена добиваться справедливости в судебном порядке, в том числе на федеральном уровне.

Подавляющее большинство концертов на территории России проводится или под «полную» фонограмму, или под «минус один». Таким образом, действуя по аналогии с северодвинским отделением Роспотребнадзора, можно смело выписывать штрафы организатору практически любого концерта с участием поп-артиста. Более того, индустрия российского шоу-бизнеса функционирует таким образом, что полностью живые концерты могут не окупить затрат на всевозможные клипы, студийные записи, на взятки за появление в теле- и радиоэфире и т.д. Живое выступление стоит дороже, да и физические возможности артистов ограниченны, далеко не все выдерживают заданного продюсером ритма, и именно по этой причине так часто меняются составы, к примеру, российских девичьих поп-групп. Впрочем, та часть артистов, которая считает живое исполнение делом чести, категорически не соглашается с такой постановкой вопроса и вполне убедительно стоит на своем: «Не умеешь петь – не берись за микрофон».

Не исключено, что северодвинская история – всего лишь частные «разборки» между местными чиновниками. Во всяком случае, она совершенно не похожа на «показательный процесс» в исполнении ведомств, отвечающих за защиту прав потребителей. Однако именно эта история рискует дать новый импульс уже почти позабытой дискуссии о запрете или ограничении фонограмм в России. И если контролирующие инстанции всерьез возьмутся раскручивать северодвинский «экспромт» в федеральном масштабе, фонограмщикам и их продюсерам придется потесниться. Или как минимум увеличить свои расходы еще на один пункт – «откаты» чиновникам, следящим за фонограммами. Наверняка это обойдется чуть дешевле, чем платить официальные штрафы.



Справка «НИ»

В соответствии со статьей 10 закона «О защите прав потребителей», гражданам должна быть в обязательном порядке предоставлена информация об использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Эта информация должна доводиться до сведения потребителей «в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг)». Статья 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.


Комментарии

Певец Александр ГРАДСКИЙ:
– Я считаю, что работать под «минус-один» – это нормально. И никто не имеет права за это штрафовать, тем более что на эту тему до сих пор нет закона. Да и за что здесь штрафовать? Вот если есть имитация пения, то это обман. А если люди поют живьем, но под «минус», то это нормальное явление, так делают во всем мире. На мой взгляд, учитывая технические сложности, которые сейчас есть в музыке, фонограмма «минус-один» допустима, я сам так работаю. Поэтому, считаю, штраф Роспотребнадзора можно выкинуть в помойку. А по поводу того, что на афише необходимо было сообщать, что концерт будет проходить под «минус-один», могу сказать лишь то, что таких указаний ни в одном законодательном акте нет. Тем более что об этом вообще речь не шла ни в Госдуме, нигде. Обсуждалась имитация вокала, а «минус-один» не обсуждался, никто не заявлял, что это нарушение. Повторюсь, нарушением считают «плюс-один», но и это не является законодательным актом на сегодняшний день.
Продюсер Иосиф ПРИГОЖИН:
– Я за то, чтобы артисты указывали на афишах, как они будут работать – живьем или под фонограмму. Мы должны честно относиться к зрителю, к потребителю. Люди за свои деньги хотят получить удовольствие, и они хотят знать, на что идут. Поэтому мы должны предоставить им шоу, а фонограмму они и дома могут послушать. А если «Мираж» пел живьем, но под «минус-один», тогда у меня вопрос – а существует ли сегодня закон о пении под «минус-один»? Я проблемы не понимаю. И что они должны были написать на афише: «без оркестра» – так, что ли? Если честно, я первый раз слышу, что за отсутствие такой надписи штрафуют. Мы всегда пишем на афишах «живой концерт», но мы никогда не указываем, будем мы с группой или без. Поймите, коллектив возить дорого, и его присутствие на сцене зависит от гонораров. Каждый артист вправе сам решать, петь ему с оркестром или под «минус-один». Поэтому считаю, что если ребята пели живьем, то претензии Роспотребнадзора необъективные.
Певец Валерий СЮТКИН:
– По-моему, исполнение под фонограмму – это прежде всего вопрос совести артиста, а потом уже штрафных санкций и всего прочего. Если у вас есть совесть и если вы хотите в свой профессии делать что-то по-настоящему, тогда у вас не будет стоять вопрос – «петь под фонограмму или нет», как, например, в моем случае. Поэтому мне даже трудно комментировать эту ситуацию. Это как наказать сапожника за то, что он поставил набойку, но не стал ее приклеивать. Просто он не должен быть сапожником, вот и всё.

Подготовила Вера ЩИРОВА

"