Posted 23 декабря 2014,, 21:00

Published 23 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Красиво жить не запретишь

Красиво жить не запретишь

23 декабря 2014, 21:00
В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка одного из самых значительных французских фотографов ХХ века. Экспозиция Марка Рибу «Всемирный алфавит» умело балансирует между журналистикой и искусством. Интересно, что в образном мире Рибу Россия занимает примерно такое же место, как Китай или Алжир – страна людских масс под

Начав фотокарьеру в зрелом возрасте после участия в Сопротивлении и работе на заводе, Рибу, как и его наставник Картье-Брессон, выбрал в качестве главной модели Париж. Так появились его всемирно известные снимки города, где даже обыденность выглядит артистично. Особенно прославился «Маляр на Эйфелевой башне» (1953 год) – головокружительный кадр с рабочим, балансирующим на железных балках. Правда, позднее сам фотограф обозначил его как «Акробата», раскрыв таким образом секрет эффектного номера. В этом, собственно, и заключен главный метод Марка Рибу – за прозой и драмой жизни он ищет поэзию и лирику.

Особенно интересно, как Рибу удается найти эту самую поэзию в таких местах, откуда чувствительный поэт побыстрее уносит ноги. Как штатный сотрудник агентства «Магнум, Марк Рибу ездит по странам, где в 1960–1970-е годы случаются бурные общественные катаклизмы. Он одним из первых западных фотографов исследует Китай после «культурной революции». Когда в фанатичном порыве многотысячные толпы «обновленных» людей выражают свой восторг перед линией партии. Два раза посещает Москву и снимает первомайскую демонстрацию так, что кажется, будто она проходит не на Красной площади, а в тюремном дворе (этому еще помогла погода – черно-серые тучи и внезапно выпавший снег).

Особенно эмоциональны его картины шествий и митингов сразу после объявления независимости Алжира. Сам фотограф вспоминал, как постоянно пытался забежать вперед идущей толпы, чтобы сделать снимки «в анфас». И действительно, кричащие, жестикулирующие и напирающие на зрителя колонны красноречиво говорят об эйфории перемен, которая время от времени кажется настоящей историей, творимой людьми.

В качестве преамбулы к выставке очень стоит посмотреть 12-минутный фильм о Рибу, снятый Кляйном. В русском переводе он называется «Контакты», хотя на самом деле речь идет о «контрольках» – пробных распечатках с фотопленок, из которых затем выбираются нужные кадры. Для Марка Рибу это не просто техническая работа – это поиск нужной ноты, составление партитуры. Из тысячи образов, которые схватывает человеческий глаз, лишь один оказывается достаточно выразительным, чтобы остаться на бумаге. Вот характерный эпизод из фильма. Фотограф рассказал, как снимал толпы демонстрантов в Китае, как его поначалу захватила эйфория происходящего – крики, истерика, безумие толпы; но в какой-то момент к нему пришло осознание того, что будущий зритель не услышит звуков, а значит, пропадет вся эмоциональная составляющая действа. И тогда он срочно перестроил ракурс – не будем открывать интригу, что же он сделал, но это была верная находка.

Работа по написанию фотопартитуры у Марка Рибу продолжается и тогда, когда снимки уже напечатаны, опубликованы и разошлись многотысячными тиражами. Вместе с супругой и писательницей Катрин Шэн они складывали из фотографий разных лет книги-серии, где образы получают иное звучание. Так, уже упоминавшийся «Акробат» открывает своего рода словарь Рибу – здесь «Радость» иллюстрируется манифестанткой из Алжира, «Кровать» – комнатой из Китая, «Несправедливость» – зарисовкой из Ганы, «Материнство» – портретом индийской девочки-подростка, кормящей своего ребенка. Язык фото, как и категории «добра-зла», для Рибу универсальны. Поэтому, когда читаешь эпиграф к выставке – своего рода завещание фотографа, – понимаешь, что это не просто красивые слова: «Огромное счастье – замечать порядок в мировом беспорядке, находить рифмы и ритмы через видоискатель фотоаппарата».

"