Рус
Eng
Постоянная переменная

Постоянная переменная

24 декабря 2014, 00:00
Культура
Мария ТЕРЕЩЕНКО
Когда наши потомки будут составлять историю российской мультипликации XXI века, уходящий год, надо думать, они обойдут молчанием. Несмотря на большое количество мелких (плохих и хороших) событий в 2014-м, более вялый год даже и представить трудно. Если пару лет назад о нашей мультипликации говорили как о «развивающейся

Если посмотреть на количественные показатели, то они выглядят весьма огорчительно. Например, в этом году вышло всего три полнометражных мультфильма, а именно: «Белка и Стрелка: Лунные приключения», «Снежная королева-2: Перезаморозка» и «Три богатыря: ход конем» (последние два выйдут в прокат 1 января, но будем все же считать их фильмами 2014-го). При этом в предыдущие годы количество полных метров доходило до шести. Снизились и суммарные сборы отечественных мультфильмов в прокате: если в 2013-м они составляли более 1 млрд. рублей, то в этом году не достигли 850 млн.

Не происходит стремительного продвижения вперед и в других областях мультипликации. Взять хотя бы сериалы. На сегодняшний день в России существует около десятка заметных брендов, список которых возглавляют «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», а продолжают «Озорная семейка», «Везуха», «Летающие звери», «Паровозик Тишка», «Куми-куми», «Алиса знает, что делать!», «Тайна Сухаревой башни». Стоит еще упомянуть «Лунтика», который, впрочем, уже несколько лет как не производится.

Вроде неплохо. Но все это – проекты уже не новые. «Смешарики» отпраздновали свой десятилетний юбилей, «Маше и Медведю» – больше пяти лет, «Фиксикам» только что исполнилось четыре года. Самый свежий – «Алиса знает, что делать!» – появился на экранах год с лишним назад, и уже очевидно, что не обрел ожидаемого успеха.

Так что 2013-й заметных прорывов тут не принес. Похоже, и 2014-й тоже. Не то чтобы новых сериалов не появилось вовсе. Они есть. Например, милый проект для малышей «Котики, вперед!», довольно неординарный подростковый сериал «Принца хочу!», взрослая история «Загадки шамана», региональный проект (отчасти даже прозвучавший в СМИ) «Баблс» – все они вполне жизнеспособны, однако сомнительно, чтобы хоть один из них достиг успеха «Лунтика» или «Фиксиков». Еще несколько интересных сериалов («Поросенок», «Ин и Яна», «Королевство М») хоть и имеют хороший потенциал в своей нише, однако стартовали так вяло (в первую очередь из-за маленького количества серий), что тоже практически не прозвучали в большом мире.

Сколько-то внятные успехи отметить можно, пожалуй, только в области «внешнего продвижения». В этом году много говорилось об экспортных достижениях нашей мультипликации. Благодаря усилиям Ассоциации анимационного кино, фестивальные короткометражки активно участвовали в разнообразных смотрах и получали призы. Не в последнюю очередь благодаря ей же (ассоциация три года активно организовывала объединенные российские стенды на международных кинорынках) все более востребованы и наши коммерческие проекты – как сериалы (например, «Фиксики» вот-вот выйдут в Китае), так и полнометражное кино («Снежная королева 2» уже вышла в Великобритании и куплена во многие другие страны).

Однако не стоит забывать, что экспортные успехи важны и актуальны на фоне растущего производства, тогда как при производстве ослабевающем они скорее вселяют печаль. К тому же хорошую динамику и здесь легко может сломать очередное государственное решение: Фонд кино фактически отстранил Ассоциацию анимационного кино от участия во внешнем продвижении, и дальнейшая эффективность этого направления оказалась нынче под вопросом.

Последняя ситуация весьма и весьма типична для России. К сожалению, в области мультипликации государственная власть не просто меняет коней на переправе, а делает это с такой завидной регулярностью, будто главной своей задачей видит выбивание почвы из-под ног у участников процесса. Обещая расширенное финансирование, чиновники тут же урезают бюджет. Обозначая мультипликацию как приоритет, через считаные минуты демонстрируют полное равнодушие к ее проблемам. Каждый год (без преувеличения!) меняют правила и порядок финансирования, принимая тот или иной заметный проект по развитию (к примеру, создание специализированного ТВ-канала), на следующий день отстраняют авторов этого проекта от участия.

Так что вялость 2014 года, увы, выглядит весьма и весьма симптоматично. Вслед за надеждами предыдущих лет, связанных, в частности, с особым вниманием, которое уделил мультипликации президент Путин в 2011 году, пришел закономерный спад, порожденный невыполнением сути этих обещаний и, как следствие, с глобальным разочарованием в государстве как в партнере.

Если еще пару лет назад анимационные компании делали ставку именно на поддержку власти, то сегодня угол зрения меняется. Кто-то и вовсе уезжает (как, например, компания Toon Box, которая целиком переместилась на Кипр), другие, не принимая столь радикальных решений, тем не менее все активнее смотрят в сторону заграницы (продажи, копродукция, зарубежные офисы), третьи просто пребывают в растерянности. И хотя апатия эта, конечно, рано или поздно снова сменится энтузиазмом, но на несколько лет о развитии можно забыть, ибо при всем творческом и даже техническом потенциале российской мультипликации для решительного движения вперед на сегодняшний день ей не хватает твердой почвы под ногами и уверенности в завтрашнем дне.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter