Posted 23 декабря 2010,, 21:00

Published 23 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:37

Updated 8 марта, 06:37

«Школьным библиотекам помогут благотворительные фонды»

«Школьным библиотекам помогут благотворительные фонды»

23 декабря 2010, 21:00
«Новые Известия» продолжают акцию в поддержку пятитомной антологии «Десять веков русской поэзии», собранной Евгением Евтушенко. Напомним, еще в октябре поэт обратился со страниц нашей газеты к россиянам и рассказал о ситуации, сложившейся вокруг его многолетнего труда, главы из которого не первый год печатаются в «НИ».

Мы неоднократно предоставляли слово деятелям культуры, высказывавшимся за скорейшую публикацию антологии. А сегодня мы решили заглянуть в школьную библиотеку – одну из тех, где с нетерпением ждут еще не изданные тома «Десяти веков русской поэзии». То, что мы там увидели и узнали, прокомментировал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

В библиотеке московского Центра образования №734 (известного как «Школа самоопределения») библиотекарь Тамара Тикунова показывает корреспонденту «НИ» стеллажи с книгами. «У нас часто спрашивают Бёлля, Хемингуэя, Селинджера, – говорит Тамара Валентиновна. – В других школах, насколько я знаю, спрос на «зарубежку» невелик. Поэтому мы поместили «иностранцев» в отдельный стеллаж». На вопрос «НИ», берут ли школьники книги русских поэтов, библиотекарь ответила: «Блока и Есенина – берут очень часто. А современной поэзией не интересуются. Книги Вознесенского, Ахмадулиной, Рождественского годами стоят нетронутыми. Но я думаю, здесь проблема в том, как преподносятся произведения современников. Школьники знакомятся с этими авторами по поэтическим сборникам, а они, к сожалению, изданы очень примитивно и включают в себя лишь самые хрестоматийные стихи».

В школьных библиотеках нелегко найти хорошую книгу о русской поэзии.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

О нехватке в школьной библиотеке хороших поэтических книг говорит и учительница литературы Мария Старостенкова: «Чтобы познакомить учеников с действительно интересными именами, я приношу из дома раритетную антологию Евтушенко «Строфы века», которую приобрела еще 15 лет назад. Но в библиотеках эту книгу не найдешь. Его антология очень удобна для работы учителя, потому что в ней широкий охват авторов, всегда есть краткая биография каждого поэта и вступительная статья. Даже если не со всем в этих статьях я готова согласиться, но в отобранных стихах я вполне ему доверяю, поскольку считаю, что поэт действительно отобрал лучшее».

О том, почему такой антологии нет в школьной библиотеке, г-жа Тикунова говорит: «Заказ на бесплатные книги мы давать не можем. Заказывать можно только учебники, остальная бесплатная литература нам присылается на усмотрение округа или департамента образования. Что пришлют, то и пришлют. Большая часть художественной литературы – это то, что дети проходят по программе. Кроме того, всегда присылают то, что, видимо, где-то не раскупилось: например, мы получили несколько книг «Наталья Гундарева глазами друзей». Конечно, это отличное издание, но им ни один ребенок не заинтересуется».

С вопросом о формировании школьных библиотек мы обратились к Евгению БУНИМОВИЧУ, уполномоченному по правам ребенка в Москве:
– У нас должно выделяться финансирование хотя бы на учебники. В Москве оно финансируется практически полностью. Но так происходит далеко не во всех регионах страны. Не везде бюджеты регионов, а тем более во время кризиса, смогли обеспечить стопроцентную закупку учебников. Второй вопрос, который стоит перед школьными библиотеками, – это закупка методической литературы и для учителя, и для ребенка. На это тоже всегда и обязательно надо выделять средства, однако эта литература в последнее время в школу поступает очень скудно. Третий вопрос – это обязательная литература по данному предмету. Кроме Толстого и Достоевского, которые, я надеюсь, есть в школах еще с советских времен, у нас появилось много «новой» литературы. Я имею в виду, что программа изменилась, и в нее вошли Солженицын, Пастернак, Булгаков. А если говорить о поэзии, то это и Пастернак, и Цветаева, и Ахматова. Значит, все это должно быть в библиотеке, и тут школы изворачиваются, как могут. В этом контексте, конечно, было бы хорошо, если бы антология Евтушенко тоже появилась в школах.
Тем не менее, как видите, есть много книг, которые просто позарез необходимы, но даже и они сегодня не закупаются в обязательном порядке. Поэтому представить себе, откуда сегодня в школьной библиотеке возьмут деньги на покупку антологии, очень трудно. На мой взгляд, такого рода книги могут попасть в школу только за счет благотворительной акции. Есть благотворительные фонды, которые принимают решение напечатать какую-то определенную книгу и разослать ее по школам. Подобными делами занимается Фонд Солженицына. Был такой большой проект – «Пушкинская библиотека», который рассылал литературу по провинциальным школам. Вот таким образом, я думаю, можно решить эту проблему. Нужен благотворительный фонд, который этим займется.

"