Posted 23 ноября 2014,, 21:00

Published 23 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:04

Updated 8 марта, 04:04

Руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Евгения Шерменева

Руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Евгения Шерменева

23 ноября 2014, 21:00
Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, созданный в начале этого года, за короткий срок своего существования проделал очень важную работу, организовав в рамках программы «Большие гастроли. Театральное лето России» поездку 21 ведущего театра Москвы и Санкт-Петербурга в 30 регионов РФ, в том числе в Хакасию

– Евгения Борисовна, зрители, а также руководство регионов высоко оценили деятельности вновь образованного центра. А вы сами довольны проделанной работой?

– К сожалению, нам все пришлось делать в таком срочном порядке, что не удалось избежать каких-то ошибок. Мы торопились, возможно, не всегда были правы в своем выборе или оценках. Иногда получалось не так хорошо, как хотелось бы. Нам пришлось самостоятельно устанавливать контакты с руководством регионов, принимающих театры, которые мы вывозили. Это все, конечно, было очень непросто. Поэтому нам особенно приятно, что руководителям организаций, участвовавших в этой программе, в целом все понравилось. Для всех нас исключительно ценно признание профессионалов, людей, которые тащили огромную часть организационной работы на себе. Не менее приятна высокая оценка нашей деятельности зрителями: к нам из регионов до сих пор продолжают поступать письма со словами благодарности. Мне кажется, самое главное, чего мы добились, – люди поверили, что и в отдаленные уголки нашей страны могут приехать знаменитые актеры с премьерными спектаклями.

– Планы на следующий год уже составили?

– В этом году мы в основном возили театры в столицы регионов. А вот на следующий год хотим сделать так, чтобы гастроли прошли и в малых городах России, придумать какие-то проекты с большими компаниями, которые готовы будут софинансировать поездки. Пока мы наблюдаем дискоммуникацию, когда крупные компании, имеющие деньги, не знают, на что эти финансы потратить, а мы ищем, кто кроме государства может стать спонсором программы. Умные, опытные руководители региональных театров видят в этой программе очень много плюсов для себя. Потому что это дает возможность профессионального обмена опытом между актерами, службами театров, а также привлекает новую зрительскую аудиторию, да и выручка от продажи билетов на столичные гастроли становится хорошей финансовой поддержкой для принимающей стороны.

– При такой загруженности успеваете ли ходить в театр просто как зритель?

– Стараюсь не пропускать московские премьеры – это для меня уже правило, потому что знаю: если пропустишь премьеру, потом спектакль трудно «поймать» и включить в свой график. Очень люблю музыкальные театры, люблю оперу. В детстве хотела заниматься музыкой, но не сложилось, и это стало большой грустью в моей жизни. Поэтому оперные спектакли смотрю просто на эмоциях и получаю удовольствие как обыкновенный зритель.

– Многие из тех, кто впоследствии так или иначе связал свою жизнь с театром, дебютировали в качестве актеров на школьной сцене.

– В школе № 345, в которой я училась, театрального коллектива не было. Но был очень хороший хор, я пела в нем, когда училась в младших классах. Позже стала заниматься в хореографической студии во Дворце пионеров Бауманского района. Кстати, тогда Олег Павлович Табаков организовывал свою первую студию, которая занималась там же, а спустя некоторое время его театр стал для меня важным этапом в жизни. Мне повезло, что школьный учитель изобразительных искусств параллельно занимался мим-театром в театральной студии МИСИ. И мы с подругами после школы бегали в Дом культуры МИСИ, чтобы посмотреть спектакли, пообщаться со студентами.

– Хотелось самой тоже выйти на сцену и сыграть какую-нибудь роль?

– Нет, я никогда не видела себя актрисой, потому что прекрасно понимаю, что это не мое. Зато мое увлечение театром вызывало панику у родителей. Я росла в обычной московской семье, где не знали, что театр – это не только актеры, но и люди других профессий. Поэтому после школы я поступила в Московский институт тонкой химической технологии (МИТХТ) и даже какое-то время работала инженером на кафедре химии в Институте имени Баумана. Но параллельно бегала в Театр-студию «Человек» и МХАТ, тогда Олег Борисов переехал в Москву, и это было счастье. Благодаря общей студенческой компании, которая подрабатывала в моем любимом МХАТе имени Чехова, там у меня появилось много друзей и знакомых, и, как только я узнала, что в театре освободилась ставка бутафора-декоратора сцены, ушла работать в театр и стала сотрудником монтировочного цеха. Тем более что в конце 1980-х зарплата во МХАТе и в Бауманском институте была одинаковая.

– Сами монтировали декорации?

– Нет, я занималась тем, что следила за состоянием декораций, маркировала для того, чтобы потом их правильно собрали. Но за два с половиной года, перезнакомившись со всеми службами театра, успела поработать и с ребятами на колосниках, когда не хватало верховых монтировщиков, нажимала на кнопки, опускала штанкеты. Я очень нежно отношусь ко всем цехам, но особенно люблю постановочную часть, считаю, что это те самые люди, которые создают театр. Вообще, в театре все люди ценные, ни одного звена нельзя исключить. И в театре мне всегда везло на прекрасных людей. Какое-то время работала с Олегом Николаевичем Ефремовым, как суфлер выпускала спектакли с Иннокентием Смоктуновским, Натальей Теняковой, Галиной Вишневской, Татьяной Лавровой… Во время моей работы во МХАТе там был фантастический актерский состав.

– Вы работали суфлером? Казалось, что этой профессии уже не существует.

– В МХТ суфлеры остались. Многие думают, что это легкая профессия – видишь текст и подсказываешь реплики актерам. А на самом деле это очень тяжелый труд. Потому что суфлер должен быть на одной волне с актером – в ритме и в тексте. Я довольно долго работала суфлером, но потом начала терять голос. Врач сказал, что это вызвано напряжением связок без произнесения звука, и порекомендовал найти другую работу. К счастью, в это время Виталий Викторович Ланской позвал меня в Театр Станиславского в качестве помощника режиссера, и я два года отработала там, одновременно поступив в ГИТИС на продюсерский факультет. А когда в 1997 году в Театре Олега Табакова поменялось руководство и меня позвали туда работать в административном отделе – это было практически исполнение желаний. Позже я перешла к Валерию Фокину в Театрально-культурный центр имени Мейерхольда, где проработала до 2004 года. Там мы начали международные проекты, и мне кажется, там я очень выросла в профессиональном плане. В Центре Мейерхольда я стала помогать Роману Должанскому и Марине Давыдовой делать фестиваль NET. А в 2004 году мы организовали собственную компанию, где я стала директором, и фестиваль NET начал вести самостоятельную жизнь. Поначалу было очень трудно, но со временем и команда подобралась, и СТД РФ помог – в 2005 году дали нам небольшую комнату и стали нашими партнерами на фестивале. Потом уже появилась еще работа – директор фестиваля «Территория» и фестиваля «Гаврош».

"