Posted 23 ноября 2011,, 20:00

Published 23 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:00

Updated 8 марта, 06:00

Художественный руководитель и директор Театра на Таганке Валерий Золотухин

Художественный руководитель и директор Театра на Таганке Валерий Золотухин

23 ноября 2011, 20:00
На Таганке – новые времена: рухнула «берлинская» стена. Руководители двух театральных Таганок – Валерий Золотухин и Николай Губенко – встретились, пожали друг другу руки, обсудили возможное сотрудничество и отметили знаменательное событие рюмкой водки. О том, как Валерий ЗОЛОТУХИН чувствует себя в новой роли худрука и

– Какие психологические сложности для вас, актера Таганки, возникли на посту директора и худрука?

– Каждый день приносит бессонную ночь. Всю жизнь я занимался только собой, только своим эго и своей карьерой, писательской или актерской. И вдруг эта просьба ста тридцати человек, актеров, сотрудников Таганки, практически родственников: «Не покидайте нас, встаньте во главе коллектива, во главе театра». Почти по тексту пьесы Ионеско «Король умирает», которую я репетирую сейчас у Кшиштофа Занусси. Ведь никто не ждал, что заявление об уходе, которое Юрий Петрович положил на стол в департаменте, он не заберет и уж, тем более что оно будет подписано. Никто даже не думал о смене руководителя. Это все чушь.

– Вы сразу согласились взять на себя такую ответственность или сомневались?

– Мне было трудно – и согласиться, и не согласиться. Но коллектив очень просил, и я пошел на компромисс с самим собой. Пока формировался репертуар наступающего сезона, согласился до 15 октября выполнять обязанности директора и некоторые функции художественного руководителя. Финансовая структура театра такова, что если мы к определенному сроку не подадим в департамент заявку по каждому спектаклю со сметой, бюджет на новый сезон не поступит. По истечении этого срока худсовет театра еще раз обратился к нашему руководству и новый глава Департамента культуры продлил со мной контракт. Я узнал об этом по радио «Эхо Москвы».

– Что вы считаете сейчас своей главной задачей?

– Своей задачей я полагаю работу для труппы. Много новой работы. Сохранение репертуара Любимова – приоритетно, но все равно, как говорят в пьесе «На дне», «в телеге прошлого далеко не уедешь». Какие-то спектакли Юрий Петрович снимал сам, какие-то – например, «Сказки» – охрана труда запрещает эксплуатировать из-за батутов. Конструкция спектакля «Замок» пришла в негодность. Мы стараемся по возможности сохранить весь огромный репертуар, тем не менее не делая нового, не сохранишь и старое. Если театр не репетирует, он не развивается. Я звонил многим режиссерам по поводу работы на Таганке в наступившем сезоне. Но портфели расписаны на годы вперед – и у Петера Штайна, и у Андрея Могучего, и у Кирилла Серебренникова… Тем не менее в этом сезоне мы планируем выпустить три премьеры: итальянский режиссер Паоло Ланди ставит «Венецианских близнецов», премьера – 25 декабря. Сергей Федотов из Перми ставит «Калеку с острова Инишман» – выпуск 21 января. Польский режиссер Кшиштоф Занусси поставит с артистами Таганки пьесу Ионеско «Король умирает».

– Год назад Занусси выпустил спектакль «Все мои сыновья» по пьесе Артура Миллера с вами и Екатериной Васильевой в главных ролях…

– А потом Занусси решил поставить еще один спектакль – уже с екатеринбургскими актерами, ну и со мной. Когда на меня свалилась «директорская шапка», я, было, отказался – физически не успею. Но Занусси позвонил и сказал: «Пан Валерий, не бросайте меня, это будет очень красивый спектакль. Зачем же вы меня покинули?» Нежностью меня уговорить очень легко. Уже на первой репетиции я знал текст пьесы целиком. У Ионеско сложный текст, мелкие реплики, на первый взгляд не связанные между собой, а я никогда не играл в театре абсурда – мне трудно. Тем не менее к каждой рабочей встрече я полностью готов. Так что логика событий влечет нас к переносу «Короля…» на Таганку. Немаловажно и то, что московский спектакль можно сделать с минимальными затратами: гонорары режиссеру, художнику, декоратору оплачивает фестиваль «В кругу семьи». Точная дата выпуска московского спектакля будет согласована с фестивалем, но пока намечена первая декада февраля.

– Три премьеры меньше чем за сезон, сразу после обрушившегося на театр ухода Любимова – это ответственный подход к делу, к выпавшей миссии.

– В театре все решает премьера, а Таганка никогда не работала в таком насыщенном рабочем режиме подготовки трех премьер одна за другой. Выпускалась одна премьера в сезон. И суть моих разговоров с труппой сводится к одному: настало время очень серьезной работы, к режиссеру на репетиции надо выходить готовыми.

– Как сейчас складываются ваши отношения с коллективом театра?

– Атмосфера в театре сильно изменилась в лучшую сторону. Активно заработала Малая сцена, там играют экспериментальные спектакли, проходят музыкальные и поэтические вечера. Репертуар составляем вместе с художественным советом театра.

– Вы сами сейчас играете?

– А кто же за меня будет играть? К тому же мне по-прежнему важно писать мои три страницы в день. В целом, конечно, нагрузка увеличилась неимоверно.

– У вас в театре был культ Юрия Любимова. Артистам, наверное, непривычна работа в его отсутствие?

– Нас жизнь поставила перед такими обстоятельствами – быть самодостаточными и работать по-новому. У меня, например, застоя не бывало: нет работы на Таганке – иду в Театр Армии играть Павла Первого, или к Трушкину в Театр Чехова, или еду в Калугу играть в «Ревизоре»… Труппа пока так жить не умеет. А надо попытаться научиться работать именно в этом режиме. Очень важно, что из театра никто не ушел, даже вернулся артист Дмитрий Высоцкий. Что будет завтра – посмотрим.

– Что будет с Молодежным театром в Барнауле, который вы возглавляете уже не первый год?

– Там все хорошо. Открыли 54-й сезон удачной, на мой взгляд, премьерой «Бумбараша», где играют мои ученики из Алтайской академии искусств. Митя Егоров поставил у нас «Прокляты и убиты» по Астафьеву, спектакль назвали «Прощание славянки», а до того у него вышел очень удачный камерный спектакль «Прекрасное далеко». Сейчас администрация Алтайского края построила театру новое здание. Вложили огромные для сельскохозяйственного региона деньги. Недоброжелатели стали говорить: «Он строит себе памятник». А я и не ожидал, когда обращался с письмом о строительстве, что получу добро.

– Есть у вас в труппе «Таганки» актеры-лидеры, которые находятся с вами в полемике?

– Сейчас важно сохранить ту хрупкую гармонию, которой мы едва достигли. Думаю, долго она продлиться не сможет. Мой жизненный опыт говорит об этом. Таким фигурам, родившимся из обстоятельств, как Лавров в БДТ, Ульянов в Вахтанговском театре, было очень непросто. Работать со своими трудно. Сейчас у меня есть полномочия, чтобы примирить группы, которые находятся не в глобальном конфликте, а в состоянии перманентных бытовых противоречий. Труппа опасалась, что придет человек со стороны, для которого нет никаких авторитетов, начиная от репертуара Любимова и заканчивая старыми артистами. Нам на то, чтобы все как-то успокоилось и гармонизировалось, дан этот год испытаний. Труппа увидит, как я работаю, Департамент культуры – тоже, но и я посмотрю, как все сложится. Все-таки я не администратором рождался. Мне интереснее роль короля, а не директора. Но это тоже роль, и надо постараться по возможности хорошо провести хотя бы первый акт, ведь коллектив – он как поднял, так и сбросит. На всех не угодишь. И угождать нельзя.

"