Posted 23 октября 2014,, 20:00

Published 23 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

Умом картину не понять

Умом картину не понять

23 октября 2014, 20:00
Нередко социологические исследования, которые проводят ученые в университетах России, Европы и Америки, имеют не только научное, но и прикладное значение. В данном случае речь идет о том, как помочь специалистам рынка произведений искусства правильнее назначать цены, на что ориентироваться, чем и как привлечь покупател

Легко представить знакомую ситуацию: женщина чуть ли не волоком тащит своего кавалера в музей или, скажем, в картинную галерею, не обращая внимания на его возражения. Если верить статье в журнале Psychology & Marketing, в которой опубликованы результаты эксперимента ученых Мичиганского университета, то в отличие от своих вторых половин, представительницы слабого пола больше восприимчивы к искусству, хотят любоваться прекрасным и говорить о красоте.

Ученые давно ломают копья в спорах о том, как устроен мозг мужчин и женщин. Сейчас преобладает такая точка зрения, согласно которой мозги представителей двух половин человечества если и не отличаются друг от друга, то работают все же по-разному. Очередным подтверждением этого стали эксперименты американских ученых, которые утверждают, что мужчины и женщины даже к искусству – например, к живописи – относятся по-разному.

Отличие заключается в глубине восприятия: если женщин волнует сама картина и ее сюжет, то мужчин больше интересует, если можно так выразиться, окружающий фон. Например, рама, какие-то нюансы, не очень связанные с самим полотном, и, конечно же, фамилия живописца. По мнению авторов исследования, «бренд» является главным фактором для представителей сильной половины человечества.

Группа исследователей во главе со Стефани Мангус показывали 518 участникам две незнакомые картины. Один художник, согласно легенде, характеризуется как преданный живописи человек, который рисует всю жизнь и создает уникальные произведения. Второй – новичок и пишет совсем недавно.

Оказалось, что художник, преданный живописи, производит на зрителей более благоприятное впечатление. Причем это утверждение относится не только к нему самому как к человеку, но и к его работам. Участникам эксперимента больше хотелось купить картину именно преданного искусству живописца, и они были готовы заплатить за нее более высокую цену.

При этом четко прослеживалась разница в отношении к картинам мужчин и женщин. Для представителей сильной половины человечества решающим фактором при оценке полотна служит авторский бренд.

Результаты эксперимента подтверждаются другими исследованиями, из которых следует, что при принятии решений мужчины больше доверяют известным им факторам. В случае с живописью это в первую очередь имя художника.

Женщины тоже принимают в расчет биографию художника, но для них все же перевешивает само искусство. «Женщины больше хотят пройти через сложный процесс настоящей оценки произведений искусства, – заявила в интервью журналу New York Magazine Мангус. – Мужчины же могут сказать: «Этот парень – великий художник, поэтому я куплю его картину».

Исследование ученых Мичиганского университета имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Выводы могут помочь специалистам рынка произведений искусств, оцениваемого в 64 млрд. долларов, правильнее назначать цены.

"