Posted 23 октября 2011,, 20:00

Published 23 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

«Будем отстаивать свои позиции»

«Будем отстаивать свои позиции»

23 октября 2011, 20:00
Ситуация, при которой накануне юбилейного сезона правление в столь резкой форме выражает свои претензии к директору, да еще и к такому уважаемому, как Владимир Этуш, из ряда вон выходящая. «НИ» постарались разобраться в случившемся, его причинах и следствиях. К сожалению, уважаемые оппоненты Этуша, первыми поставившие

Александр Ширвиндт заметил, что «члены правления действительно не удовлетворены функционированием Дома актера за последние два года. В связи с этим на последнем собрании в пятницу мы пришли к выводу, что необходимо предпринимать какие-то срочные действия, дабы полностью не загубить наше общее дело, – сказал он корреспонденту «НИ». – К сожалению, деятельность Владимира Абрамовича в качестве директора оказалась неудовлетворительной. И это подтвердили итоги голосования. Поэтому и было решено освободить его от занимаемой должности. Вообще, настоящее и будущее ЦДА заслуживают отдельного разговора – здесь в комментарий не уложишься, а на подробный разбор, увы, нет времени».

Олег Табаков в беседе с корреспондентом «НИ» добавил, что «Верховным органом Дома актера является Общественный совет. В пятницу на сборе правления этот совет принял решение о том, что деятельность Владимира Абрамовича на посту директора неэффективна. По этическим соображениям мне бы не хотелось сейчас публично сообщать о причинах, побудивших совет к такому заявлению. Могу лишь уверить, что за судьбу ЦДА опасаться не стоит. Его будущее будет ничуть не хуже, чем при Владимире Абрамовиче». На вопрос «НИ», «как вы считаете, кто мог бы заменить Этуша на посту директора», Олег Павлович ответил по-театральному: «Не считаю. Считаю только до пяти…»

Сам Владимир Этуш убежден, что «Дом актера с его колоссальными площадями – лакомый кусок в центре Москвы. Что хотят люди, которые придут мне на смену и как будут действовать – я не знаю. Мне показалось, что Табаков намерен принимать тесное участие в дальнейшей судьбе ЦДА. Во всяком случае, он говорил про своих антикризисных управляющих, которые способны навести порядок. Но ничего не хочу знать. Я действовал в традициях этого дома».

Кто займет место директора Дома актера? Будет ли это антикризисный менеджер или творческий человек? Как изменится жизнь Дома актера? Все эти вопросы пока висят в воздухе. Но судьба Дома актера – это не только судьба здания в центре Арбата, но и судьба уникального исторического места, которая вряд ли может быть решена узким кругом лиц, даже если это уважаемые члены Общественного совета…

Директорское кресло будет пустовать до 10 ноября – когда состоится очередное собрание правления. Юбилейный сезон откроется 26 октября праздничным капустником, но впервые в истории ЦДА он пройдет без директора. Не ясно также и то, как поступит правление с результатами аудиторской проверки и будет ли новый директор руководствоваться антикризисным планом, разработанным Натальей Копытовой.

Однако вице-президент ОАО «Группа Альянс» Константин Басюк, направивший по просьбе Этуша аудиторов в Дом актера, говорит, что не оставит дальнейшую судьбу ЦДА без внимания: «Проделана большая работа. Аудиторы разработали подробный план, который приносил бы доход уже в начале 2012 года. И новый директор, который придет на смену Этушу, я считаю, должен опираться на эти исследования. Во всяком случае, это не оставит нас безучастными, поскольку нам небезразлично все то, чем занимался Владимир Абрамович, мы с большим уважением относимся к его труду. Кстати, в ближайшее время встретимся с ним – обсудим, как он видит ситуацию, возможно, еще можно что-то спасти, будем отстаивать свои позиции», – сказал Константин Басюк корреспонденту «НИ».

КСТАТИ

Елена УЛЬЯНОВА, замдиректора ЦДА:
– В последнее время у Дома актера были финансовые проблемы. Владимир Абрамович пытался сделать все для того, чтобы поправить ситуацию. Но, видимо, члены правления во главе с Олегом Павловичем Табаковым его старания не оценили. И, заранее все спланировав, проголосовали против того, чтобы Этуш оставался на посту директора. Правда, это решение нельзя назвать полностью единодушным. Насколько мне известно, Юлия Борисова, Вера Васильева, Людмила Максакова, которые тоже являются членами совета правления, воздержались от голосования. И за это им огромное спасибо. Ведь то, что произошло вчера, это, по меньшей мере, некрасиво. Владимир Абрамович работал на совесть, делал все, что мог. Хорошо ли, плохо ли – Бог рассудит. Но он никак не заслужил к себе подобного отношения. Я не хочу осуждать тех, кто проголосовал против, но мне кажется, если у членов правления была цель освободить Этуша от занимаемой должности, нужно было это сделать тактичнее.
Я ухожу вместе с Владимиром Абрамовичем, потому что не вижу смысла оставаться здесь дальше. В свое время именно он пригласил меня на эту должность, и под руководством нового директора я работать не буду.
В любом случае найти достойную замену Владимиру Абрамовичу будет сложно. Все-таки он был хранителем традиций, продолжателем дела Александра и Маргариты Эскиных. Возможно, современному менеджеру по силам поправить финансовое положение, но сохранить особую атмосферу ЦДА – вряд ли. Думаю, это будет уже совершенно другой Дом актера. Но не будем спешить с прогнозами. Года через два увидим, чего смогла достичь новая дирекция.
Записала Ирина МУСТАФИНА


Жизнь московского Дома актера делится на два периода – допожарный и послепожарный. После того как 14 февраля 1990 года сгорело здание Дома актера на Тверской (на месте сгоревшего дома был выстроен один из самых дорогих московских торговых центров – «Галерея Актер»), Союзу театральных деятелей, который тогда возглавлял Михаил Ульянов, и Министерству культуры во главе с Николаем Губенко удалось получить для Дома актера здание на Старом Арбате, 35. А шесть лет спустя, в 1996 году, был издан специальный Указ о передаче этого здания в безвозмездное пользование до 1 июля 2045 года (Указ №1327 был подписан Борисом Ельциным). Площадь здания, находящегося в самом сердце города, составляет 15 872,6 кв.м., а площадь земельного участка под ним – 3460 кв.м. Иначе говоря, ценность площади, безвозмездно на полвека переданной Дому актера, может быть сравнима с нефтяным месторождением или алмазными копями. И также понятно, что эта площадь привлекает к себе интересы многих потенциальных пользователей. За пятнадцать лет владения зданием на Арбате Дому актера не раз пришлось выдерживать настоящие бои за свое право распоряжаться этим ценным имуществом. Так, 28 декабря 2007 года в ЦДА из Россвязьохранкультуры РФ поступило письмо о том, что распоряжением Росимущества РФ № 2740-р от 26 июля 2007 года Россвязьохранкультуре предоставлено право оперативного управления зданием Центрального дома актера, и на основании изложенного Россвязьохранкультура требует передать здание ему. Тогда Дом актера отбивали всем театральным миром и главную роль здесь сыграл Владимир Этуш, который замещал Эскину во время ее болезни, организовывал пресс-конференции, писал вместе с коллегами во все инстанции протестующие письма. Наконец, в ситуацию вмешался президент РФ Дмитрий Медведев, объявивший, что Дому актера останутся его имущественные права, и объяснивший, что негативная ситуация с московским Домом актера произошла «из-за неуклюжей позиции некоторых государственных ведомств». Директор Дома актера Маргарита Эскина была уже в это время серьезно больна, вскоре ее не стало. Председателем правления был избран Владимир Этуш, который незадолго до этого с победой отстоял Дом актера.

"