Posted 23 октября 2008,, 20:00

Published 23 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:39

Updated 8 марта, 07:39

Невольничьи песни

Невольничьи песни

23 октября 2008, 20:00
В среду вечером в столице Татарстана закончился IV международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Главный приз поделили фильмы «Джодха и Акбар» Ашутоша Говарикера (Индия) и «М» для мамы» Расула Моллаголипура (Иран). Лучшей документальной лентой жюри признало «Запрещенную ложь» Анны Войнаровски (Австр

Полнометражная игровая программа фестиваля в этом году была заметно слабее, чем в прошлом. С одной стороны, отборочной комиссии не удалось получить несколько громких лент из стран мусульманского мира (в частности, «Три обезьяны» Нури Бильге Джейлана из Турции). С другой – цензурный принцип возобладал над эстетическим, и несколько чересчур «вольных» картин были отклонены. Из-за этого в Казани собрались игровые фильмы локального назначения, едва ли способные вызвать интерес за пределами своих стран.

Показательный пример – «Шаурия» индийского режиссера Самар Хана, снятая «по мотивам» известного американского фильма «Несколько хороших парней» с Томом Крузом и Джеком Николсоном. Сюжет: рядовой индийской армии, мусульманин, обвиняется в убийстве своего начальника. Адвокат подсудимого выясняет, что когда при «зачистке» мусульманской деревни озверевший командир спецотряда убил подростка и прицелился в девочку, рядовой выстрелил в него. Тогда защитник вызывает в суд командующего бригадой генерала и провоцирует его на столь бесчеловечные высказывания, что судья освобождает обвиняемого и берет под стражу генерала. С точки зрения иностранного наблюдателя, в «Шаурии» без раздражения смотрятся только две сцены – первый визит адвоката к генералу да финальное судебное заседание, и то лишь потому, что они с наибольшей точностью копируют голливудский образец. Все остальное – кружение вокруг да около, лишенное собственной логики, но необходимое режиссеру, который тянет время для того, чтобы вместить в ленту определенное количество песен и женских ролей. На пресс-конференции постановщик сказал, что таковы требования индийской аудитории, но это объяснение явно хромает, поскольку та же публика с не меньшим интересом смотрела американский первоисточник, в котором не было никаких уступок местным вкусам.

В противоположность «Шаурии», «Джодха и Акбар» – пример сугубо национальной картины, которая, однако, может рассчитывать на некоторый международный прокат. Как и наш «Адмиралъ», это любовно-историческая драма, но, в отличие от российского фильма, история и любовь здесь сюжетно нераздельны. Мусульманский хан Акбар берет в жены принцессу-индуистку, не требуя от нее принять ислам и даже разрешив ей устроить в своих покоях индуистское святилище. Фильм смотрится как старый кадиллак – все в нем неправдоподобно красиво (а особенно хорош собой исполнитель главной роли Ритик Рошан) и настолько не вписывается в наше время, что представляет лишь антикварный интерес.

Содержательнее игровой оказалась документальная программа. Фильм Алекса Гибни «Такси на темную сторону» – доскональное документальное расследование практики пыток жителей Ирака и Афганистана, подозреваемых американцами в терроризме. Режиссер одновременно показывает и то, как власть, ссылаясь на необходимость обезопасить граждан от террористов, фактически поощряет нарушения Женевской конвенции, предписывающей гуманное обращение с пленными. Между тем получившие индульгенцию от командования солдаты и офицеры входят во вкус издевательств над беззащитными заключенными и настолько теряют чувство реальности, что с удовольствием фотографируются на фоне унижаемых пленников. То есть, по сути, коллекционируют улики против себя, не ведая о том, что вскоре пойдут под суд, а после разжалования и отсидки будут растерянно свидетельствовать перед объективом, не понимая, как и когда они превратились в садистов. При этом следует заметить, что американская Фемида, в отличие от российской, быстро разобралась с тем, что допустимо и что недопустимо в ходе следствия, а заокеанские документалисты сделали об этом фильм, не имеющий отечественных аналогов, хотя на счету российских военных тоже немало преступлений.

Стремление докопаться до самой сути характерно также для автора «Запрещенной лжи» Анны Войнаровски (Австралия). Это захватывающий поединок автора с героиней, документалистки с лжедокументалистской. Героиня фильма, обаятельная молодая женщина Норма Кури, в начале 2000-х выпустила книгу «Запрещенная любовь», в которой рассказала о якобы происшедшем в Иордании «убийстве из-за чести», когда отец-мусульманин зарезал дочь, посмевшую тайком встречаться с христианином. Никто, в том числе и в самой Иордании, не отрицает, что подобное бывает, но в документальности этой книги возникли сомнения, и Анна Войнаровски решила проверить ее подлинность. Норма Кури охотно согласилась на проверку, но в ходе их совместной поездки в Иорданию выяснилось, что нет ни документов, ни свидетельств якобы происшедшего убийства, а сама Норма оказалась изощренной и артистичной лгуньей, которая все же сумела использовать фильм в целях саморекламы своих выдающихся способностей к обману.

"