Posted 23 сентября 2009,, 20:00

Published 23 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Челябинский вирус

Челябинский вирус

23 сентября 2009, 20:00
Челябинский вирус

Открывая 22 сентября заключительное заседание Всероссийского театрального форума, в течение года проходившего в разных регионах России, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин заметил: «Когда мы задумывали проведение форума, в стране была кардинально иная ситуация. У нас были вера и надежда на развитие театрального искусства в стране, на то, что наконец будет принята законодательная база, что мы добьемся внимания власти к проблемам культуры. В одночасье нам жизнь выставила другие проблемы, я думаю, не надо объяснять, о чем идет речь. Кризис! Ключевое слово нашего сегодняшнего бытия».

Иначе говоря, главной проблемой сегодняшнего театра стала проблема выживания, перед которой отступили все проблемы восстановления «системы полномасштабной театральной гастрольной деятельности на территории всей России» или «коренное улучшение подготовки кадров» и даже принятие «новых законов и актов, отражающих специфику театральной деятельности». Главной в одночасье стала задача «сохранения сети государственных и муниципальных театров, недопущение их ликвидации или перепрофилирования». Иначе говоря: уже не до жиру, быть бы живу. Уже речь не о том, как жить лучше, а о том, как выжить во времена медленно разрастающегося кризиса.

Первой ласточкой кризиса стала ситуация, сложившаяся вокруг челябинского театра «Манекен». Существующий 46 лет популярный городской театр решением мэра Челябинска с 1 октября этого года должен лишиться статуса муниципального учреждения культуры. Все имеющиеся ставки сокращаются, за исключением одной: художественного руководителя. Именно он, как считают чиновники, должен приложить все усилия, чтобы сделать театр окупаемым за счет кассовых сборов. А если это ему не удастся, то нерентабельное учреждение культуры просто прекратит свое существование.

К чести и жителей Челябинска, и российской театральной общественности надо сказать, что решение мэрии города вызвало прямо-таки взрыв народного возмущения. 12 тыс. горожан поставили свои подписи в поддержку «Манекена», в городе прошли пикеты протестующих с плакатами: «Челябинцам нужен «Манекен»!» С призывом сохранить театр выступил СТД России. Солидарность с коллегами высказали столичные деятели из самых разных городов и весей, а Олег Табаков даже предложил на несколько месяцев финансовую поддержку театру в трудное время («Табакерка» решила перечислить сборы от части своих спектаклей в Челябинск). Наконец, в защиту «Манекена» высказался Сергей Миронов. В обращении к городским властям глава Совета Федерации высказался вполне однозначно: «Я, как председатель Совета Федерации и как гражданин России, обращаюсь к властям Челябинска. У городской думы и мэрии еще есть время, чтобы одуматься и принять необходимые решения для сохранения театра «Манекен». Чтобы он продолжал радовать челябинцев, жителей области и россиян. Сегодня я буду по этому поводу обращаться к президенту Российской Федерации. Только что на нашей конференции было образно сказано: если один театр закрывается, считайте, что на одну тюрьму у нас стало больше. Надеюсь, ни власти Челябинска, ни сами челябинцы не хотят, чтобы тюрем у нас было больше, а театров меньше. «Манекену» быть. Надеюсь, так оно и будет».

То есть здесь впору опускать занавес с прекрасной надписью: «Happy end». Но, увы, не получается.

Ни под давлением общественности, ни под нажимом главы Совета Федерации, мэрия Челябинска менять свое решение не спешит. Нехватка средств в городском бюджете оказывается аргументом куда более весомым, чем все призывы к «душе» и чести.

Как поясняет мэр Челябинска Михаил Юревич, у города средств на содержание «Манекена» недостаточно. И поэтому городские власти хотят переложить заботу об артистах на российское правительство», предлагая взять «Манекен» на бюджет Министерства культуры. Как объяснил мэр Челябинска, он считает, что «большие творческие коллективы должны быть либо на самоокупаемости, либо это норма ответственности вышестоящих бюджетов – области или Федерации. Такие крупные образования, как этот театр, должны быть на бюджете Министерства культуры».

Наверное, и бюджет Министерства культуры, и тем более федеральный бюджет тяжесть расходов на челябинский «Манекен» выдержать могут. Но может ли он выдержать тяжесть всех «Манекенов», на которые пока негласно нацелен нож бюджетных сокращений?

Возможно, что объединенный нажим общественности, театральных деятелей, правительственных чиновников все-таки помогут случай с «Манекеном» довести до счастливой развязки (очень хочется в это верить).

Однако понятно, что случай в Челябинске – только прецедент. Завтра может начаться «оптимизация» бюджета в Мышкине, Костроме, Кошкине, Ярославле, Урюпинске или Калуге. Маховик сокращений «бюджетных расходов» на содержание культурных учреждений еще только начинает раскручиваться. Надо понимать, что сценарий закрытия театра еще только обкатывается. И тем более важно как можно быстрее выработать законы и нормы, которые помогли бы защитить жизнь театров, защитить людей там работающих. Чтобы вопрос «быть или не быть» театру зависел не от доброй воли чиновников, благорасположенности коллег, информированности общественности, но чтобы их право на существование было обеспечено законодательно. А иначе – «челябинский вирус» быстро перерастет в эпидемию.

"