Posted 23 июля 2014,, 20:00

Published 23 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

Лебедь среди чаек

Лебедь среди чаек

23 июля 2014, 20:00
Один из самых крупных летних музыкальных фестивалей Европы проходит в финском городе Савонлинна. Среди мировых звезд есть здесь и российские участники – артисты Большого, Мариинского и Михайловского театров. Фестиваль включает музыкальные концерты, оперные и балетные показы и мастер-классы для молодежи.

Город на берегу лесного озера знаменит своим чувством юмора (здесь «прописан» чемпионат мира по бросанию мобильных телефонов) и старинной каменной крепостью Святого Олафа, в которой с 1912 года проводится один из старейших в мире оперных фестивалей. Он работает в июле, сочетая уютную камерность города с художественной масштабностью проектов. Музыканты ездят на спектакли на велосипедах. В буфет крепости ведут крутые винтовые лестницы с истертыми временем каменными ступенями. Дамы ступают высокими каблуками по выпуклым древним булыжникам. А звуки оркестра сопровождаются отдаленными криками чаек (здесь прекрасная акустика). В этом году, среди прочего, ставят современную финскую оперу «Куллерво» (по мотивам национального эпоса «Калевала») и моцартовскую «Волшебную флейту», поражая высоким качеством финских вокалистов и разнообразием сценических решений: постановщики и так и сяк обыгрывают мрачные стены и крутые лестницы крепости. В трагическом «Куллерво» перед громадной задней стеной были выстроены маленькие легкие домики, имитирующие старые финские жилища, отчего возникала антиномия «человек и его рок». В сказочно-счастливой «Флейте» проемы огромных ворот засверкали золотыми солнечными лучами, а та же самая стена превратилась в галактику и блеснула звездопадом на ночном небе.

Крепость Олавинлинна стоит на маленьком островке, и было время, когда и исполнители, и зрители плавали на спектакли на лодках. Теперь они проходят по понтонному мосту, чтобы не только послушать оперы, но и посмотреть гала-концерт звезд балета, который организован петербургским балетным фестивалем Dance open. По словам директора фестиваля в Савонлинне Яна Страндхолма, музыкальный проект в средневековой крепости популярен у россиян: количество наших соотечественников в замке Святого Олафа за последние два года выросло в два с половиной раза. Русский балет тоже пользуется большим спросом, причем не только у взрослых. «Петербург – Савонлинна. Балетные дни» – так называется танцевальный проект, в рамках которого выступают известные балерины и маститые танцовщики, а перед этим несколько дней проходят мастер-классы для финских детей из балетных школ. В этом году юных финнов навыкам профессии учили заслуженные мастера – Мария Аллаш из Большого театра, Антон Корсаков и Полина Рассадина из Мариинского. Но, конечно, самым главным уроком стал вечер с участием артистов балета из России, Франции и Нидерландов. Как утверждает руководитель Dance open Екатерина Галанова, этот концерт призван показать, что каждый, кто входит как зритель в мощный замок, которому шесть столетий, погружается не только в атмосферу истории. В таком окружении стен публика особенно остро ощущает хрупкую элегантность классического балета. Современный танец тоже не остается в накладе: его острые углы, неожиданные ракурсы и органичная нервозность как будто подчеркиваются незыблемым спокойствием твердыни.

Реми Вортмейер в комейдийном номере на музыку Оффенбаха.
Фото: STAS LEVSHIN

Номера балетного гала по-разному рассказывали об одиночестве и ритуале любовной страсти. За одиночество отвечали Оксана Кучерук (Балет Бордо) и Реми Вортмейер (Национальный балет Нидерландов). Она рисовала горький «Портрет в красном» на фоне стула, он в брючных подтяжках на голом торсе упоенно наслаждался самим собой в комедийном номере на музыку Оффенбаха. Объединившись в пару, эти артисты разыграли изящный флирт в па-де-де из старинного «Привала кавалерии».

Фрагменты из балетов «Спартак» и «Антоний и Клеопатра» словно изрыгали эротическое пламя, замешанное на головокружительных поддержках: их легко проделывали Ирина Перрен и Марат Шемиунов из Михайловского театра Петербурга. Этот фрагмент сошедшего со сцены советского балета про Древний Египет был восстановлен специально для гала-звезд балета в Савонлинне, Елизавета Чепрасова (Музыкальный театр, Москва) и Филипп Степин (Мариинский театр) демонстрировали внезапную романтическую любовь на балу (фрагмент балета «Золушка» в постановке Алексея Ратманского), а потом купались в «восточной» неге, танцуя фрагмент академического «Корсара». Прима Мариинского театра Виктория Терешкина в облике коварного Черного Лебедя на раз обольщала наивного Принца (Владимир Шкляров из того же театра). Артисты Театра балета Бориса Эйфмана Наталья Поворознюк и Олег Марков живописали страдания Анны Карениной. А Анастасия и Денис Матвиенко (Мариинский театр) в облике современных Ромео и Джульетты «оторвались» под музыку Radiohead, а затем бравировали испанской удалью в заключительном па-де-де из «Дон Кихота». Публика активно «голосовала» ногами, громко стуча подошвами по каменному полу. Так гости фестиваля выражали артистам свое искреннее восхищение.

"