Posted 23 июля 2014,, 20:00

Published 23 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:12

Updated 8 марта, 04:12

«Пишущий Амур» и другие

«Пишущий Амур» и другие

23 июля 2014, 20:00
В Центральном выставочном зале Российской национальной библиотеки (РНБ) открылась выставка «Путешествие по звуковой дорожке», повествующая об истории отечественной грамзаписи в «довиниловую эпоху», то есть в период с 1890-х по 1960-е годы. Конструктивно-технологические аспекты исследуемого феномена виртуозно переплетен

Помимо собственно грампластинок, любители грамзаписи начала минувшего столетия были увлеченными читателями, чем объясняется немалое количество издававшихся в означенное время специальных журналов. Пролистывая страницы «Граммофонного мира», «Новостей граммофона», «Пишущего Амура и граммофонных новостей», обыватель узнавал не только о новинках граммофонной промышленности, но и разного рода информацию об известных оперных и эстрадных артистах, чьи записи он мог услышать на пластинках.

Экспозицию открывают стенды с дореволюционными журналами из собрания РНБ, открытыми в наиболее интересных местах. Один из разворотов представляет ассортимент патефонов, выпускаемых успешными российскими фирмами, например, входящим в состав межнационального акционерного общества «Граммофон» «Пишущим Амуром». Чуть поодаль сборник 1912 года «Либретто для пластинок» – так называли приложения, где были напечатаны полные тексты записанных музыкальных произведений. На стене – яркий рекламный плакат с веселым Дедом Морозом, прижимающим к груди безрупорный граммофон, с завлекательным текстом: «Сколько удовольствия может доставить вам аппарат «Пишущий Амур» с пластинками всемирно известной марки, к Рождеству Христову их принесет вам Дедушка Мороз».

Отдельный блок посвящен популярным исполнителям, ставшим и настоящими «звездами грамзаписи»: «чайке русской эстрады» Анастасии Вяльцевой, «королеве цыганских романсов» Марии Каринской, «белой цыганке» Изабелле Юрьевой, Леониду Утесову, Марку Бернесу, Петру Лещенко…

В отличие от «бумажной продукции» экспонаты «технической части» появились в выставочном пространстве только благодаря личной коллекции куратора выставки, молодого сотрудника РНБ Алексея Быстрова. В стеклянных витринах – различные модели патефонов и граммофонов; диски непривычных для современного глаза видов и размеров. Один из них изготовлен легендарной компанией братьев Шарля и Эмиля Пате – подлинных новаторов граммофонной промышленности. Братья Пате были первыми, кто заключил граммофонный рупор в корпус аппарата, что удешевило стоимость последнего и облегчило его транспортабельность. Выпускаемые ими пластинки проигрывались от центра к краю, с помощью специальной иголки, напоминающей шариковую ручку. Если обычные иголки были одноразовыми (их предполагалось использовать однократно и только для одной стороны диска), игла от братьев Пате «отрабатывала» без ущерба для пластинки до 50 кругов. Прослушать же на какой-либо «чужой» аппаратуре грампластинки братьев Пате не представляется возможным и ныне.

Другой абсолютный эксклюзив экспозиции – изданная специально к промышленной выставке в Нью-Йорке (1939) пластинка с записью популярнейшего вальса Луиджи Ардити в исполнении солистки Большого театра Валерии Барсовой, с аббревиатурой СССР на английском языке и фигурой рабочего, украшавшего советский павильон на этом мероприятии. Не менее интересны и пластинки «на костях» (на одной из них запись фокстрота «Черные глаза») – «самопал», сделанный из старых рентгеновских снимков. О том же, на какой аппаратуре «народные умельцы» нарезали дорожки и записывали музыку, – остается только догадываться…

"