Posted 23 июля 2007,, 20:00

Published 23 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Узнать Канаду за шесть часов

Узнать Канаду за шесть часов

23 июля 2007, 20:00
Драматическую программу Чеховского фестиваля завершает трилогия канадского режиссера Робера Лепажа. Эпический спектакль, в основу которого положена семейная история, охватывает полвека истории Канады. Действие переносится из франкоязычного Квебека в англоязычный Торонто. И становится понятным, как из смешения языков и

Спектакль «Трилогия драконов» поставлен почти двадцать лет назад, в середине 80-х. Собственно, с него и началась известность режиссера Робера Лепажа. Часто бывает, что первые работы режиссеров, которым есть что сказать, напоминают сад расходящихся тропок. В них в свернутом виде присутствуют темы, приемы, проблемы, персонажи, сюжетные повороты, которые будут возникать в поздних произведениях уже развернуто и полно.

В «Трилогии драконов» молодому начинающему канадскому режиссеру хотелось рассказать обо всех мировых проблемах, и никак иначе: о жизни Канады за полвека истории, о Второй мировой войне, о бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму, о языковых барьерах и культурных фобиях в двуязычной Канаде, о противостоянии Востока и Запада в одной отдельно взятой душе, о детях, которых взрослые заставляют страдать, о наркотиках, которые дают иллюзию освобождения. «Политические высказывания» по всем актуальным проблемам современности – непременная принадлежность любой постановки Робера Лепажа. Так же, как и личный подтекст, рассказываемых им историй. Так, в «Трилогию драконов» вошла его собственная реальная семейная история. Рано умершая кузина его матери забеременела без мужа, и, чтобы спасти семью от позора, ее выдали замуж за китайца. История жизни двух франкоязычных квебекских девушек Жанны и Франсуазы, собственно, и становится главной сюжетной линией спектакля.

На сцене выгорожена площадка, которую с двух сторон окружают зрительские ряды. Эта площадка будет улицей Квебека, домом в Торонто, аэропортом Ванкувера. Она будет превращаться в поле сражения, в инсталляцию звездного неба, в кладбище. А в начале две подружки мирно играют на дорожке гравия (8 тонн щебенки во МХАТ завозил специальный «КамАЗ»), расставляя обувные коробки, сооружая из них реальную улицу квебекского квартала: вот закусочная, вот парикмахерская, вот китайская прачечная. Потом по этой игрушечной улице пройдет взрослый мужчина в английском костюме с чемоданом в руке и будет стучаться в двери воображаемых магазинов. А потом зайдет в реальную будку, которая сейчас «играет» китайскую прачечную (потом она будет киоском в аэропорту, трибуной для выступления перед солдатами, дверью обувного магазина в Торонто). Эта мгновенность игровых превращений предметов и пространства (свойство скорее детской игры, чем большой сцены) останется фирменным приемом театра Лепажа.

Так же, как виртуозная технологическая оснащенность его постановок. Над сценой развесили целую ферму световой и звуковой аппаратуры. Над сценой нависло световое табло (человек на фоне экрана – любимый образ Лепажа), на котором идут кадры военной хроники, высвечивается табло аэропорта. По бетонной дорожке, обрамляющей периметр сцены, проедет мотоцикл, будут кружиться люди на коньках.

«Трилогия драконов» – спектакль, где намешано всего-всего-всего. Нагромождения ужасов (рак, менингит, лучевая болезнь, наркозависимость, разного рода самоубийства) иногда напоминают сериал. Гроздья символов словесных («если проковырять дырочку в земле, то доскребешься до Китая») и изобразительных (детские тапочки, втаптываемые в щебенку марширующими солдатами) иногда утомляют своей избыточностью. Но в результате восемь актеров, занятых в спектакле, сумеют воссоздать всю многонациональную жизнь Канады, трех ее главных городов. За шесть часов, которые длится спектакль, вы успеваете узнать страну, как ее никогда не дано узнать туристу, который собирает достопримечательности и курьезы. Вы узнаете, как дружат, соседствуют, помогают и ломают друг другу жизни люди, которых можно назвать советским канцеляризмом – «простые канадцы».

Становится понятно, что России мучительно не хватает своего Лепажа, который бы рассказал нам и миру, как живут в Великих Луках и в Пскове, в Ярославле и Костроме, Саратове и Перми.

Хотя после «Трилогии драконов» и кажется, что Квебек, он начинается где-то прямо за московской кольцевой. «Мир тесен», – уверяет один из главных героев спектакля. Можно добавить, что теснота мира и узнаваемость чужой жизни и делает наше существование выносимым.

"