Posted 23 июня 2015,, 21:00

Published 23 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

В джазе только смелые

В джазе только смелые

23 июня 2015, 21:00
Этот год для фестивальной среды России оказался неудачным: проблемы с местом проведения возникли даже у одного из самых интеллигентных музыкальных фестивалей страны «Усадьба Jazz». В этом году президент фестиваля Мария Семушкина, воспользовавшись советом экс-начальника Департамента культуры Москвы Сергея Капкова, решил

Если проблемы «Кубаны» можно списать на то, что называется ныне «духовными скрепами», проблемы «Субботника» и фестиваля Parklive – на последствия экономического кризиса, проблемы частных фестивалей типа «Шокофеста» – на неопытность организаторов, то проблемы фестиваля «Усадьба Jazz», куда принято приезжать с детьми (даже в колясках), где нет палаточного лагеря, где звучит интеллигентная музыка и выступает даже дива Хибла Герзмава, говорят о слишком печальных симптомах. Фестивальное движение России погибает, не успев толком пожить.

Тем не менее фестиваль «Усадьба Jazz» все же начался ровно по расписанию. На живописной территории «Царицына» расположились целых пять сцен: это традиционные «Партер» и «Аристократ», а также Jazz club, «Полисад» и «Индикатор». «Партер», самая крупная площадка фестиваля, всегда радовала гостей выступлениями мировых звезд джаза, фанка и электроники, а также российских поп- и рок-музыкантов. Трендом всех отечественных летних фестивалей стало, как это ни смешно, импортозамещение, и потому в хедлайнерах мы видим сплошь наших артистов, слабо разбавленных зарубежными гостями. Это ни в коем случае не вина организаторов, и упрекать их в хилом лайн-апе в нынешних условиях не приходится. «Алкоджаз» от Billy’s Band, акустическая программа Unplagged от Дианы Арбениной, финалисты шоу «Голос», вездесущий Антон Беляев и его Therr Maitz, побывавшая гостем чуть не каждого второго российского фестиваля грузинская певица Нино Катамадзе – вот элементы программы «Партера», которую, несмотря на то, что артисты в ней представлены действительно достойные и обожаемые публикой, сложно назвать оригинальной. Выделялся Тони Аллен, «король афробита», знаменитый чернокожий ударник, закрывавший первый день фестиваля, который вступил в настоящую борьбу с природной стихией.

Программа сцены «Аристократ» получилась поистине аристократичной: здесь и оркестр Игоря Бутмана с «вечнозеленой джазовой классикой» (его имя в лайн-апе делает ситуацию с проблемами фестиваля еще более абсурдной), эстрадный оркестр Сергея Мазаева, лидера рок-группы «Моральный кодекс», который успешно проявляет себя в амплуа мультиинструменталиста, и блистательная Хибла Герзмава, оперная дива, которая признается, что джаз для нее всегда был лишь увлечением, но из этого увлечения благодаря сотрудничеству с Даниилом Крамером родилась программа-кроссовер, в которой джаз органично уживается с произведениями Генделя, Моцарта, Пуччини, Верди. В общем, сцена «Аристократ» представила зрителям своеобразный абонемент сразу всех прогрессивных джазовых площадок столицы.

Одной из находок фестиваля стала новая сцена «Индикатор». Расшифровывать название можно как угодно: как от слова «инди», потому что на сцене был представлен достойный срез российской инди-музыки, так и держа в уме то, что именно эти музыканты отражают, как индикатор, все тенденции современной российской независимой музыки. Открывала программу группа OQJAV – их выступление началось в три часа. Похоже, на их способность собрать и завести публику не возлагали надежд – и напрасно: трио артистичных Даниила Шайхинурова, Вадима Королева и Кати Павловой заворожило аудиторию. Синтез терменвокса, бас-гитары, электронных эффектов и очень откровенных текстов Павловой представляют собой действительно нечто новое в современной музыке, которую можно слушать и в шумном клубе, и на интеллигентном фестивале. Следом выступали Антон Малинен, которого прозвали «надеждой русского инди-фолка», и Павел Артемьев, известный посетителям фестивалей как представитель «приличной попсы», для широкой аудитории так и оставшийся «тем парнем из «Фабрики звезд». Выходили на сцену и представители «интеллектуальной электроники» – московская группа Race To Space во главе с бывшей актрисой «Студии театрального искусства», ученицей Сергея Женовача Мириам Сехон. Вместе с ней играл гитарист Павел Додонов (постоянный соавтор Дельфина), и вместе они с уже катастрофически промокшими слушателями сотворили настоящий музыкальный гипноз. Закрывала сцену старая добрая группа «Мегаполис» Олега Нестерова с программой «Из жизни планет», до того полюбившейся молодежи, что даже их теперь впору называть яркими представителями современного пост-рока.

На площадки Jazz Club и «Полисад» люди приходили скорее для отдыха: здесь можно было послушать классический джаз и отдохнуть среди арт-объектов.

"