Posted 23 мая 2011,, 20:00

Published 23 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:21

Updated 8 марта, 06:21

«Пальмовая ветвь» на «Древе жизни»

«Пальмовая ветвь» на «Древе жизни»

23 мая 2011, 20:00
До последнего момента сохранялась интрига – кто же главный фаворит конкурса. Кто-то ставил на Аки Каурисмяки («Гавр»), кто-то ждал финальной картины (в Каннах часто фильм будущего пальмоносца показывают последним) – фильма лидера нового турецкого кино Нури Билге Джейлана («Однажды в Анатолии»); кто-то все же делал ста

Безусловно, повышенным интересом у фестивальной публики пользовались фильмы Ларса фон Триера и Педро Альмодовара. Надо сказать, что картина Триера «Меланхолия» в чем-то перекликается с «Древом жизни» Теренса Малика – оба творца решили высказаться о главном: мироздании, жизни и смерти. Один (Малик) – о начале света, другой (Триер) о его конце. В фильме Триера много впечатляющего: в первую очередь превосходны обе главные актрисы – Кирстен Данст и Шарлотта Гейнсбур. Данст играет сестру депрессивную, которая как-то сосредоточивается перед концом света (по фильму Земля сталкивается с оторвавшейся от Солнечной системы планетой), Гейнсбур играет сестру вполне здоровую и прагматичную, которая, наоборот, перед концом света впадает в панику. Если главной целью Триера было показать, как ведут себя в экстремальной ситуации депрессивные и здоровые – он этого добился полностью. Что касается визуальной стороны картины – у Триера она привлекает больше, чем у Малика. У Малика – за эту сторону больше отдувается компьютер, а у Триера это отличная работа оператора Мануэля Альберто Кларо с живой натурой.

Для характеристики фильма Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу» можно подобрать такие определения, как эстетика кича и структура мыльной оперы, впрочем, они и раньше подходили для его фильмов. Но если прежде несравненный знаток женских сердец снимал свои истории очень деликатно, то теперь «нежная кожа» легко ранимых персонажей его прежних фильмов стала грубой. В фильме собраны воедино все бредни, которые являются ключевым набором мыльных опер. Это и родинка на попе, по которой мать узнает своего непутевого сына, это и двое братьев, не подозревающих о своей родственной связи, кровь, секс, вопрос перемены пола… Впрочем, рассказывать содержание этого фильма – все равно что пересказывать мексиканский сериал. Бывали у Альмодовара сюжеты не менее бредовые, но их банальность и несуразность всегда прикрывалась яркостью и открытостью эмоций, нежностью, душевной теплотой. Здесь же прекрасные актеры – Антонио Бандерас, Елена Анайя, Сесилия Рот не образуют актерский ансамбль, а их картонные персонажи никакого сочувствия не вызывают.

Но в целом 64-й Каннский фестиваль оставил хорошие впечатления. Конкурсную программу, пожалуй, можно назвать одной из самых сильных за последние годы. К сожалению, конец фестиваля был омрачен скандалом с Ларсом фон Триером, который в результате был объявлен персоной нон грата

Жюри во главе с Робертом Де Ниро оказалось весьма щедрым и не забыло почти никого из тех, кого следовало отметить. «Золотая пальма» досталась Теренсу Малику за фильм «Древо жизни». Гран-при поделили «Однажды в Анатолии» Нури Билге Джейлана и «Мальчик на велосипеде» Жана-Пьера и Люка Дарденн.

Жюри справедливо решило, что актриса не отвечает за режиссера и назвало лучшей актрисой Кирстен Данст, действительно потрясающе сыгравшую депрессивную сестру в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия». Приз за лучшую мужскую роль получил великолепный Жан Дужарден («Артист»). Лучшим режиссером назван датчанин Николас Виндинг Рефн («Драйв»).

Финальную церемонию украсили звездные мать и дочь – Катрин Денев и Кьяра Мастроянни, представившие фильм закрытия «Возлюбленная» Кристофа Оноре.

"