Posted 23 мая 2010,, 20:00

Published 23 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

Не развесистая клюква

Не развесистая клюква

23 мая 2010, 20:00
Ирландская команда с красивым женским вокалом и по-прежнему актуальной музыкой доехала до нас лишь на 21-й год своего существования. Концерты в Питере и Москве прошли с невероятным успехом. The Cranberries переводится как «клюква», а клюквой в искусстве у нас принято называть совсем не то, что можно было увидеть на сце

В шоу-бизнесе бывает так, что достаточно однажды написать единственный хит – и можно рассчитывать на более-менее стабильное существование в течение следующих двух-трех десятков лет. Остальные песни могут звезд с неба не хватать: ради этого хита публика худо-бедно будет ходить на твои концерты. Но совсем иное дело, когда появляется группа, формирующая музыкальную систему, соединяя в ней слова, музыку, аранжировки, имидж и создавая в итоге свой собственный стиль, свою эстетику. The Cranberries бесспорно относятся к тем командам, которые не просто написали пару-тройку хороших песен, а освоили механизм их создания.

На пике своей популярности, в 1990-е, группа до нас так и не доехала, потом в 2003-м распалась аж на шесть лет. В 2009-м вокалистка Долорес О’Риордан объявила о воссоединении для тура по Америке и Европе и сообщила, что публика услышит не только полюбившиеся песни, но и кое-что с ее сольных альбомов, которые она записывала в период «творческого отпуска».

Приняли миниатюрную вокалистку и ее парней без особых восторгов, хотя стильное бело-розовое платье и модный черный плащ поверх него оценили. А уже к третьей-четвертой песне (благо не все хиты музыканты оставляли на десерт: знаменитая Linger была исполнена в числе первых) лужниковская публика разогрелась, как следует. По российским меркам даже более чем «как следует»: безо всяких сигналов со сцены зрители синхронно хлопали в ладоши, подпрыгивали в такт и пели хором песни.

The Cranberries хороши в записи, органичны в клипах, но живьем – просто великолепны. Комфортная и приятная музыка создает удивительно позитивную атмосферу и в зале, и внутри каждого зрителя. Через каждую композицию, будь то лирика или что-нибудь более боевитое, идет мощный нерв. Но в отличие от других «нервных» музыкантов, у The Cranberries этот нерв выглядит заметно здоровее.

Группу принимали на ура, хотя она приехала безо всяких декораций и каких-то вычурных информационных поводов. Участники The Cranberries относятся к тому типу музыкантов, которые уверены, что сами песни, их смысл и внутренний посыл, аранжировки и вокал – вполне достаточные компоненты концерта. За что и уважаемы. Кстати, к таким же законченным музыкальным романтикам относится и наш посланец на «Евровидение» Петр Налич, который попал сейчас в Осло под раздачу многочисленных продюсеров Европейского вещательного союза. Впрочем, главная «клюковка» все-таки позволила себе небольшое шоу, точнее, дефиле: на бис вышла в шикарном черном платье.

Долорес оказалась дамой болтливой, большое впечатление произвел на нее концерт в Питере, состоявшийся за день до московского. В основном она коротко рассказывала об истории создания той или иной песни, причем делала это скорострельными англоязычными тирадами, не размениваясь ни на одно русское слово типа «спасибо» или «как дела». Лужники на всякий случай хлопали и восторгались: уж больно милая она, эта Долорес. Временами она напоминала куклу-марионетку, шагающую по сцене, словно кто-то ею управляет сверху, временами – певицу, похожую одновременно на исландку Бьорк и на Жанну Агузарову. Она поражает голосом, она запросто меняет свой образ, она взбалмошная и непредсказуемая.

Zombie – песня, которую многие считают лучшим произведением The Cranberries, была исполнена почти в самом финале. Долорес написала ее в 1994-м под впечатлением от взрывов, которые устраивали тогда в Британии боевики ИРА. Выход сингла Zombie тоже оказался взрывом, но куда более позитивным. Жаль, что такого рода взрывные волны доходят до России с большим опозданием.

"