Posted 23 мая 2007,, 20:00

Published 23 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Из России со своим «Бенуа»

23 мая 2007, 20:00
Международная балетная премия «Бенуа де ла данс» существует уже 15 лет. Каждый год объявляются имена лауреатов – артистов балета и хореографов, названных международным жюри под председательством Юрия Григоровича. Очередная церемония награждения лауреатов прошла во вторник на сцене Большого театра. Бронзовые статуэтки в

Одни называют эту премию балетным «Оскаром», другие – танцевальным междусобойчиком. Для обоих утверждений есть основания. Состав жюри меняется каждый год, но председатель Григорович остается на посту неизменно. Члены ареопага – не только судьи, но и отборщики, они сами себе называют имена номинантов, из которых в последний момент выбирают лучших. Присуждают награду, как правило, активно действующие хореографы. Поэтому из года в год кандидатами в лучшие становятся танцовщик или балерина, исполнившие главную роль в спектакле работника жюри.

Нынешняя церемония и концерт оказались одними из самых спокойных за всю историю приза. Никаких криков «позор!», которыми балетоманы встретили давнее награждение Анастасии Волочковой. Да и в чей адрес было кричать? Почти все награжденные (кого удалось увидеть, не все номинанты приехали) танцевали как минимум сносно. Правда, периодически становилось скучновато. Но не ждать же от каждого исполнителя и хореографа гениальности. Ну, не наградили Катю Вюнше, которая потрясла зал телесной самоотдачей в отрывке из балета «Эффи». Проглядели. Бывает. А что московской танцовщице Светлане Лунькиной дали приз за роль Маши в балете «Щелкунчик», хотя в момент дебюта она не совсем справилась с балетной техникой, так не страшно. Может быть, премия заставит вспыхнуть профессиональное честолюбие, и Лунькина запрется в репетиционном зале, чтобы как следует поработать над вращениями.

«Бенуа-2007» стал триумфом французской балетной школы. Лучшим танцовщиком назван Эрве Моро, лучшей балериной – Аньес Летестю. Оба – солисты прославленного балета Парижской оперы. Жаль только, что московская публика не увидела призеров в дуэте: балерина получила травму, отчего из концерта изъяли коронный номер французов – па-де-де из балета «Дама с камелиями». Впрочем, кто хоть раз видел парижских танцовщиков, тот не забудет их отличительные особенности: точеную технику, отменную координацию и художественный контакт, который западные критики называют «химией» в дуэте.

Лучшим хореографом назван Мартин Шлейпфер, отмеченный за балет «Струнный квартет» в театре Майнца. Тут самое время упомянуть о еще одной проблеме «Бенуа». Профессионалы Запада насмотрелись постановок господина Шлейпфера и знают, что он прекрасный хореограф. Зрители в Германии – тоже. Но у нас в стране лауреат известен мало. Нельзя же оценить балет по крошечному фрагменту, исполненному на концерте Богданом Никулой, коренастым кряжистым виртуозом из Майнца. Точно так же по увиденной на концерте короткой полутемной видеозаписи невозможно сказать, в борьбе с кем и за что именно получил приз Карлос Гальярдо, отмеченный как лучший балетный сценограф. Гальярдо оформил спектакль в далеком Буэнос-Айресе. Но в Москву могли бы привезти хотя бы эскизы к постановке и развесить их в фойе театра. В ином случае, как неоднократно бывало в истории «Бенуа», российские зрители вынуждены верить жюри на слово.

"