Posted 23 мая 2006,, 20:00

Published 23 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Сделайте нам красиво

Сделайте нам красиво

23 мая 2006, 20:00
Международный салон изящных искусств в начале недели раскинулся на трех этажах безразмерного Манежа. Это единственная выставка-ярмарка, куда приезжают крупнейшие антикварные галереи со всего мира. В этом году количество мировых шедевров уменьшилось. Пустующие места немедленно заняли русские богатства.

В сентябре прошлого года Салон искусств приятно поразил московскую публику качеством товара. За несколько миллионов долларов продавали Рубенса, нидерландские пейзажи XVI века, Пикассо вперемешку с Шагалом, античное золото и французские гобелены. На этом фоне Антикварный салон в ЦДХ показался прямо-таки блошиным рынком с ложками и пионерскими значками. Ведь только в Манеже, посреди дизайнерских стендов с мягкой обивкой, стояли учтивые французско-швейцарские господа, готовые объяснить хоть олигарху, хоть первому встречному-поперечному достоинства полотен импрессионистов и модернистов ХХ столетия. Именно такого отношения к антиквариату – благородного, возвышенного и степенного – наши люди, измученные рассказами о черных дилерах, ждали давно и трепетно. Когда же дождались, не пожалели 20 долларов за вход, чтобы увидеть этот «альтернативный музей» под стенами Кремля.

Впрочем, за кадром тогда остались главные проблемы салона, аукнувшиеся уже сегодня. Во-первых, неразбериха с налогами, сдерживающая наших и западных коллекционеров. Так, по новым правилам, если ты покупаешь произведение искусства за рубежом и ввозишь его в страну, с тебя не взимают налогов. Но если ты везешь тот же шедевр на продажу (как это делает большинство галерей), то должен оформить все таможенные документы со всеми возможными налогами. Понятно, что цена при этом поднимается. И лучше тогда купить билет в Париж или Лондон, чем идти в Манеж. Во-вторых, западные дилеры, конечно, не рассчитывали, что вот сейчас к ним придут толпы нефтяных олигархов и скупят Клода Моне и Френсиса Бэкона. Но в то же время по прошлым московским торгам поняли, что не могут себе позволить два раза в год тратиться на просветительский приезд в Россию.

Так или иначе нынешний Третий салон популярно объяснил публике, что главная цель этой затеи не духовная благотворительность, а деньги. Выразилось это опять же в двух вещах. В этот раз цокольный этаж Манежа, где по традиции размещаются ювелирные дома с их старыми и новыми драгоценностями, явно перевесил по блеску этаж верхний, с живописью. Конечно, Рубенсы, импрессионисты и даже Уорхол на стендах висят. Любопытствующие по-прежнему толпятся у картины Эль Греко, которую привезла галерея Maison d’Art (Эль Греко в свободной продаже нет не то что в России, но и в мире – одно плохо: до сих пор не угасли споры, точно ли сам великий грек XVI века это написал или его последователь).

Немало желающих посмотреть на статуэтки Сальвадора Дали или на драгоценные французские столики времен Людовика XIV. Но в сравнении с уровнем работ прошлого года это лишь остатки былой роскоши. Другая особенность – экспансия русских галерей. Организаторы салона не устают повторять, что это не просто антикварная ярмарка, а некий срез очень качественного искусства. Поэтому присутствие галерей с современными работами вполне оправдано. Они прямиком перекочевали из Дома художника, где завершилась «Арт-Москва», только работы выбрали пореспектабельнее и подороже. Вот тут-то и понимаешь, что сегодняшним галеристам уже непринципиально, в какой компании выставляться – были бы покупатели. Похоже, нам никуда не деться от главного мифа, который давно закрепился за российским арт-рынком. Якобы у нас покупают исключительно свои люди и свое искусство (не жалуют западное). Салон искусств на некоторое время разрушил этот стереотип, но потом все вернул на круги своя: французский столик никак не вписывается в интерьеры с постсоветским реализмом.

"