Posted 23 мая 2005,, 20:00

Published 23 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Отцы и дети

Отцы и дети

23 мая 2005, 20:00
В Вене продолжается крупнейший международный театральный фестиваль. Как выяснилось, Бельгия сегодня диктует мировую моду не только в кино. Практически сразу после победы в Каннах бельгийских братьев Дарденн с фильмом «Ребенок» знаменитый бельгийский режиссер Люк Персеваль в Вене показал мировую премьеру спектакля «Тури

Вопрос социальной безответственности для благополучных бельгийцев сегодня оказался актуален не меньше, чем для всей Европы. Не случайно ведь тема продажи собственного сына молодыми родителями привлекла внимание каннского жюри и принесла бельгийцам главный приз кинофестиваля. Бельгийский вариант драмы про «отцов и детей» в Вене разыгрывали 24 артиста из Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Их герои говорили на немецком и голландском, но смысл происходящего на сцене был понятен всем европейцам без перевода.

В пьесе «Огнеликий», сделавшей драматурга Мариуса фон Майенбурга знаменитым, автор изучал проблемы одной отдельно взятой европейской семьи, в которой дети вырастали в убийц, хладнокровно расправляющихся с собственными родителями. На премьере Венского фестиваля предмет его изучения – ежедневный быт кампуса для иностранцев (своего рода резервации). Склонный к брутальности бельгиец Люк Персеваль увидел этот европейский кампус сквозь призму северной живописи в духе Питера Брейгеля. Отвратительные и неприглядные существа в его спектакле живут в кошмаре бытовых скандалов, склок и неприглядных физиологических отправлений. Тут есть свой сумасшедший с колпаком на голове, разгуливающий в распахнутом плаще, резиновых сапогах и семейных трусах. Свой эксгибиционист с заплетенными русыми косичками и в кокетливом передничке. Пользуясь моментом, он с удовольствием демонстрирует свое мужское достоинство обитателям кампуса и всему зрительному залу (надо заметить, что в немецком, австрийском, бельгийском театре нагота уже давно никого не удивляет). Есть на сцене свои любители спорта и свои алкоголики. Своя парочка влюбленных, которые ходят держась за руки и, пользуясь случаем, немедленно уединяются в палатке, которая тут же сотрясается от их любовных утех. Есть свой доктор с несколькими пациентами-сумасшедшими. Несколько семей с детьми.

Люк Персеваль отдал роли младенцев и подростков взрослым упитанным актерам, одев их в детские трусики, маечки, превратив их в подобие страшноватых переростков. Их отцы и матери заняты адюльтерами, выпивкой, ссорами с соседями. Дети бегают по кампусу, развлекаясь играми в индейцев, дразнилками. Вечные жертвы, они получают выговоры, крики, оплеухи от собственных родителей и от доброжелателей-соседей. Они становятся свидетелями чудовищной оргии, случившейся прекрасным летним днем у надувного резинового бассейна.

Раздевшись до купальников, обитатели кампуса потягивают пиво, играют в бадминтон, лениво переругиваются. Отец моет в бассейне младенца Оли. Главный забияка пьянеет до икоты и рвоты. Потом его тянет к загорающей соседке. Спустив трусы с себя и с нее, грузный, толстый мужик, пыхтя, пытается ею овладеть на глазах всего кампуса. Мешает тошнота и апатия дамы. Окружающие на происходящее не реагируют – им нет дела ни до кого.

На сцене неприглядное поведение персонажей особенно ужасно на прекрасном фоне огромного пространства сияющей белизны. Распахнутая вглубь и вширь сцена превращена режиссером в подобие античного просцениума с кругами-ступеньками, легким абрисом портиков. По твердому убеждению автора пьесы, современный европеец недостоин милости. В «Огнеликом» драматург наслал на него карающий огонь. В этот раз наказанием станет смерть младенца Оли. Забытый в лесу ребенок найден мертвым. Никто не виноват в его смерти – и виноваты все. Чувство вины заставляет жителей кампуса вновь и вновь переживать момент обнаружения тела. Шесть раз на протяжении спектакля персонажи выстраиваются в колонну и бегут, затем резко останавливаются – и на авансцене обнаруживается тело Оли.

Главный тезис Майенбурга, его убеждение – за грехи взрослых расплачиваются дети. Трагедию вхождения чистых душ в наш ужасный мир он исследовал в «Огнеликом». И всесжигающий огонь финала давал необходимый катарсис. В «Туристе» действие заканчивается комической сценой беседы трех психов. Улегшиеся ногами в зал, персонажи спектакля застывают сюрреалистическим подобием какой-нибудь братской могилы. И только звуки аплодисментов заставляют актеров ожить, а зрителю возвращают уверенность, что, несмотря на все показанные ужасы, для Европы еще не все потеряно. По крайней мере, остались юмор, скептицизм и радость качественно сделанной театральной постановки.

"