Posted 24 апреля 2016,, 12:15

Published 24 апреля 2016,, 12:15

Modified 8 марта, 03:08

Updated 8 марта, 03:08

Между Гарри Поттером и Вяземским

Между Гарри Поттером и Вяземским

24 апреля 2016, 12:15
В ночь на субботу в Петербурге (в Москве – днем позже) прошла очередная «Библионочь». На этот раз акции повезло и с погодой, и с маркетингом – «Библионочь» рекламировали в модных кафе, реклама висела на стендах по всему городу. За последние несколько лет библиотеки научились сооружать вокруг книжных полок квесты, балы-

«Хотите сварить слабительное зелье?»

Мероприятие началось в 17.00 с открытия «взрослой» программы библиотек Петроградского района. Библиотеки этого мистического острова, полного памятников модерна, объединились для создания и нагнетания атмосферы книг о Гарри Поттере. В детской библиотеке соорудили платформу «9 ¾», в Библиотеке имени Лавренева на Карповке уже всерьез экзаменовали на знание основ зельеварения и на командный дух, затеяв турнир по квиддичу.

Молодые люди кутались в шарфы Гриффиндора, несколько девушек поправляли зловещие галстуки Слизерина, по залам фланировали библиотекари в развевающихся черных мантиях и шляпах а-ля профессор МакГонагал. На входе еще одна такая шляпа распределяла гостей по факультетам (корреспондент «НИ» отправилась в Пуффендуй). Совсем юные поттероманы, стоя под портретом Алана Рикмана в образе Северуса Снегга, вспоминали, сколько братьев у Рона Уизли. Чтобы заработать памятный значок и стильный браслет библиотеки Петроградки, поттероман должен был вспомнить состав и сварить как минимум одно зелье. Особой популярностью пользовалось слабительное – для него достаточно было репейника. Что сказал Гарри, когда впервые увидел Хагрида? Как звали домового такой-то семьи? Тут недостаточно просмотреть все восемь фильмов – нужно в книжки заглядывать.

Хичкоковские блондинки и княжна Мери

С Петроградки сквозь белые сумерки отправляемся в бальную залу, обитель кавалеров в военной форме и дам в декольте. Библиотека имени Лермонтова предлагала посетителям либо разучивать полонез, либо погрузиться в мир нуара 60-х. На первом этаже гостей встречала девушка в пышном платье и с прической, как у княжны Мери, а в соседнем помещении предлагали пройти квест по фильмам Альфреда Хичкока. Ведущий бала на втором этаже рассказывал про полонез: танец пришел из Польши, и вскоре каждый бал начинался с неофициального гимна империи рубежа XVIII–XIX веков «Гром победы раздавайся», написанного на мотив полонеза по случаю присоединения Крыма. «Вот видите, как все актуально», – заметил ведущий.

Вяземский, Булгаков и Прилепин

Одним из центров проведения «Библионочи» в Петербурге традиционно стала Библиотека имени Маяковского. Книголюбы перетекали по залам на набережной Фонтанки, но к 21 часу в зале основного абонемента случился аншлаг в ожидании Захара Прилепина с презентацией новой книги «Семь жизней». Впрочем, начал писатель с того, как ездил в Донбасс. Особенно подчеркнул вольный дух Маяковки контраст между посылом Прилепина и речью режиссера Юрия Мамина, выступавшего перед ним: Мамин называл Министерство культуры пропагандистской машиной и высказывал надежду найти за границей средства для нового проекта. Прилепин же нарочито небрежно коверкал слова и путался в истории, рассказывая про поэта Вяземского. Вяземский, рассказывал Прилепин, отрекся от своего либерализма после поездки по Европе уже в зрелом возрасте. Он понял, что «там все не в себе». К слову, слушать Прилепина пришло много молодежи, но вызвать питерских книголюбов на дискуссию писателю не удалось.

Этажом выше играли в «Что? Где? Когда?» по мотивам экранизаций произведений Михаила Булгакова. Тут многие «знатоки» выяснили, что польские режиссеры (а порой даже немецкие и итальянские) очень любили снимать Булгакова, а корреспондент «НИ» с командой заняли почетное второе место.

Булгаковский Петербург

До утра работало не так много библиотек. Пока Прилепин рассказывал про Донбасс и Вяземского, в соседней РНБ актеры петербургских театров читали фрагменты из Библии, но к ночи программа свернулась. Корреспондент «НИ» отправилась в анклав ночной активности – Библиотеку номер 4 Московского района. Монументальная сталинская застройка, пятиэтажка с парой теплящихся окон, свежеотремонтированные помещения библиотеки. Здесь решили посвятить всю ночь мистике и тоже рассказывали про Булгакова, а затем провели зажигательную викторину по произведениям Эдгара По, Лавкрафта, Гофмана, Братьев Гримм и прочей мистической прозе. «Сказки братьев Гримм в оригинале просто садистские», – бодро заметил молодой библиотекарь. В соседнем зале, как котенка, передавали с рук на руки небольшого питона. И это все ночью в библиотеке.

Если обобщить все впечатления (даже недополученные, ведь так сложно быть одновременно в нескольких местах), то нынешняя «Библионочь» оставила впечатление самой живой и интерактивной акции из всех своих предшественниц. Привлекая самого массового читателя, организаторам удается держать интеллектуальный уровень, что далеко не всегда под силу народному гулянью под названием «Ночь музеев».

О том, в чем стало отличие нынешней «Библионочи» в Москве, читайте статью «Столичная «Библионочь» была полностью посвящена кино».

"