Posted 23 марта 2015,, 21:00

Published 23 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Мы не можем жить без космоса

Мы не можем жить без космоса

23 марта 2015, 21:00
Тем, кто хочет понять, чем живет современная российская мультипликация, следовало бы побывать на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале, где демонстрировалось (если не на большом экране, то уж почти наверняка в медиатеке) подавляющее число анимационных фильмов, созданных за минувший год.

Продемонстрировать в рамках суздальского фестиваля удалось, конечно, не все, что было снято в этом году. Не было, например, полнометражных фильмов (ничего не попишешь: их слишком мало снимается в России, и не всегда хватает на полноценную конкурсную программу), многих сериалов (здесь, напротив, проблемой становится избыток продукта, и фестиваль давно еще решил отдавать предпочтение новым проектам) и даже некоторых знаменитых уже короткометражных фильмов. Но все же масштабная программа смотра дает вполне ясное представление о нынешних анимационных трендах.

Выяснилось, что в России делается очень много мультфильмов для детей, как коммерческих, так и авторских, как короткометражек, так и сериалов, альманахов, сложносоставных проектов. На любой вкус и цвет: изящные, современные, необычные пятиминутки из альманаха «Зеленое яблоко», народные сказки из «Горы самоцветов», остроумная музыкальная азбука «Пластилинки», завиральные истории про известных людей («Веселые биографии»), просветительские десятиминутки, посвященные вопросам толерантности («Ин и Яна»), классические, но артистично оформленные сказочки (альманах «Зеркало»), музыкально-художественные фантазии о великих композиторах («Сказки старого пианино») и, конечно, новые маленькие, очень славные сюжеты для знаменитого альманаха «Веселая карусель», который мощно и ярко вернулся к жизни благодаря художественному руководителю студии «Союзмультфильм» Михаилу Алдашину.

Немало делается и фильмов для взрослых. Одни из них – красивые, задумчивые, отчасти медитативные, как «Купава» Оксаны Черкасской или «Облака ручной работы» Ирины Литманович. Другие – графичны и завораживают нетривиальными образами и необычной пластикой, как «Муравьиные песни» Александра Свирского, третьи наполнены непередаваемым абсурдом и неподражаемым юмором, как «Очень одинокий петух» Леонида Шмелькова. Но, пожалуй, более всего любимы и зрителем, и профессиональным сообществом те картины, где концептуализм совмещается с живыми эмоциями, а дерзкий юмор – с перехватывающей дыхание трогательностью. Такие как фильм Светланы Разгуляевой «Почему банан огрызается», которому достался Гран-при фестиваля. Это история про человека, который ходит по улицам в костюме банана, занимаясь своей непривлекательной рекламной работой: и все бы было у человека хорошо, если бы однажды у него не начал расти хвост. Об этом необычном событии печальный нарисованный человек-банан рассказывает на камеру, и от его злоключений, нелепых, донельзя забавных и в то же время ужасно трагичных, хочется смеяться и плакать одновременно.

Схожие эмоции рождает и новый мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Речь здесь идет о двух неразлучных друзьях, которые готовятся стать космонавтами. В космос отправляется один из них, другой же остается на Земле… Эта история про настоящую дружбу и страстную мечту получила не только специальный приз жюри, но также первое место в рейтинге зрительских симпатий.

Второй специальный приз достался как раз коротенькому фильму из цикла «Веселая карусель»: «Пык-пык-пык» Дмитрия Высоцкого изображает могучее дерево, на котором трудно уживаются муравьиная бригада и черная птица. Война между насекомыми и пернатым кажется неизбывной – но лишь до тех пор, пока к дереву не приходит дровосек… В общем, пересказывать фильм было бы дольше, чем его посмотреть: настолько точно, изящно, остроумно, оригинально и просто авторы поведали эту, в сущности, тривиальную историю войны и мира.

Еще одна крайне важная награда оказалась у Алексея Демина. Известный нежнейшими акварельными работами, в этот раз Демин сделал фильм куда более жесткий по эстетике: «Андрей Хижина и его горе» рассказывает о любви, строительстве заводов, жизненной бренности и судьбоносной силе несчастья, заставляя вспомнить отчасти и прозу Андрея Платонова, и российский авангард 1920-х годов, и еще много другого. История начинается совсем просто, как лирическая повесть о любви, а завершается весьма нетривиальными образами, которые выводят скромный короткометражный мультфильм к очень возвышенным философским конструкциям.

Несмотря на солидную программу студенческих и дебютных работ, весьма показательным выглядело то, что призы в этих категориях (студенческой и дебютной) достались зарубежным киношколам (регламент позволяет фестивалю брать фильмы российских режиссеров, снимающих кино за границей). Ностальгическая история про отца и дочь «Теплый снег» была сделана Ириной Эльшански в Израиле, а сказка про дворника Слона, мечтающего о велосипеде, создавалась на знаменитой французской студии Folimage («Слон и велосипед», Олеся Щукина).

"