Posted 23 марта 2008,, 21:00

Published 23 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Режиссер Николай Досталь

Режиссер Николай Досталь

23 марта 2008, 21:00
В пятницу в Москве состоялась церемония вручения старейшей в России кинематографической премии «Ника». Награду за творческие достижения в области телевизионного кинематографа получил Николай ДОСТАЛЬ за фильм «Завещание Ленина». Для Досталя это уже вторая с начала года кинопремия. Первую («Золотого орла») он получил за

– Большинство наград с «Ники» увез Сергей Бодров, снявший державного «Монгола». В отличие от него ваш телефильм отнюдь не прославляет власть ни прошлую, ни настоящую. Как люди ухитряются левой рукой награждать державное кино, а правой – антидержавное?

– Кинематографисты – люди впечатлительные. Вероятно, на них подействовали исключительные личные достоинства главного героя моего фильма Варлама Шаламова и все то, что этому великому писателю пришлось вынести от власти. Тут уж они просто не могли пройти мимо такой фигуры и не заметить сам фильм. Хочу также сказать, что было чрезвычайно лестно и приятно, что картине вручил «Нику» Михаил Сергеевич Горбачев. Ведь именно благодаря ему были изданы произведения Шаламова, а я впоследствии смог снять «Штрафбат» и «Завещание Ленина». И вообще не будем забывать, кто дал первый толчок свободе печати и свободе искусства в нашей стране.

– Когда вы получали «Золотого орла» за фильм «Завещание Ленина», то сказали, что «на этот раз все получилось по-честному». Что вы имели в виду?

– Перед первым голосованием мне позвонили из академии и спросили, кого из актеров, игравших в «Завещании Ленина», я хотел бы видеть номинированным на премию. Я сказал: «Двух исполнителей главных ролей». Они говорят: «Нет, так не положено, можно только одного». Я с сожалением предложил им одного Капустина. Через неделю еще один звонок: «Можно двоих». Я спрашиваю: «А что случилось?» Замялись, потом говорят: «Да, понимаете, у нас по одной картине выставляются сразу 12 артистов…» Вот так у них там устроено. Поэтому я был приятно удивлен тем, что мне дали «Орла» за этот фильм, хотя раньше не дали ни за «Детей Арбата», ни за «Штрафбат» – предпочли «форматное» телекино.

– Вы снимаете и обычное кино, и телевизионное. В чем разница между ними?

– Для меня разницы почти нет. Я снимаю кино, а уж на каком носителе и где – не важно. Конечно, на телевидении более сжатые сроки и меньшие бюджеты. Я не делаю телесериалов, это если не халтура, то нечто к ней близкое. Я снимаю многосерийные телевизионные фильмы.

– Все равно по картинке сразу видно, кино это или телевизионное кино. Глаз отличает, а ум не может ухватить отличия.

– Мне как зрителю по картинке сразу видно другое – хорошо это или плохо, интересно или неинтересно. Все остальное не важно.

"