Posted 23 марта 2008,, 21:00

Published 23 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Дрогнули перед «Монголом»

Дрогнули перед «Монголом»

23 марта 2008, 21:00
Если январская кинематографическая церемония «Золотой орел» осыпала золотом фильм Никиты Михалкова «12», то мартовская «Ника» – картину Сергея Бодрова «Монгол». От державного «Орла» ничего другого и ждать было нельзя, но мало кто думал, что этому же поветрию поддастся не столь помпезная «Ника». В итоге у «Монгола» шест

Если не брать в расчет расклад призов, церемония была одной из лучших за все годы своего существования. Юлий Гусман, подружившийся, наконец, с сестрой таланта – краткостью, был в ударе. С одной стороны, он делал успешные подачи выступавшим, особенно Максиму Галкину, тоже не залезавшему за словом в карман. С другой – пытался пресечь волынку, которую затянула сначала туркменская чета, вручавшая приз лучшему фильму стран СНГ и Балтии, а затем Норберт Кухинке, вышедший на сцену поздравить Георгия Данелия с заслуженной наградой за честь и достоинство. Сам лауреат был, как обычно, предельно лаконичен: «Когда мне приходилось получать награды, я говорил «большое спасибо» и уходил. Мне стали говорить: «Скажи еще что-нибудь, а то подумают, будто ты недоволен наградой!». И я говорю: «Большое спасибо. Я доволен».

На редкость удачным оказался и фирменный кинокапустник «Ники», приготовленный неувядающей командой Инин–Волович–Вонсович–Якубович – столь острых политических шуток у нас не было со времени «Кукол» на старом НТВ.

В том, что «Нику» за мужскую роль второго плана получит Леонид Броневой («Простые вещи»), ранее получивший за нее приз критики, а премию за аналогичную женскую роль – Мария Аронова («Артистка»), уже награжденная «Золотым орлом», никто не сомневался. Сложнее было угадать лауреатов премии за главную женскую роль, поскольку академия вдруг проявила нон-консерватизм и отдала награду самой юной и самой эксцентричной из номинированных актрис – Марии Шалаевой («Русалка»). Приз за лучшую мужскую роль оспаривали Сергей Гармаш («12»), Константин Лавроненко («Изгнание») и Сергей Пускепалис («Простые вещи»). Приз получил Гармаш, ставший, кажется, чемпионом России по общему числу врученных ему за последние 10 лет «Слонов», «Орлов» и «Ник». Пускепалис, в свою очередь, удостоился награды как «Открытие года». Хорошо, если за этим открытием последуют предложения от режиссеров – ряд «героев нашего времени» давно пора обновить.

В номинации «лучший сценарий» «Ника» снова совпала с «Орлом» – приз достался Алексею Попогребскому («Простые вещи»), который сказал, что резоннее было бы наградить не его лично, а всю съемочную группу, то есть премировать за фильм. Однако в качестве лучшего фильма года выбрали картину Бодрова, которая не получила большинство «Орлов» только потому, что их не мог не получить хозяин этой церемонии. Михалков и тут наверняка заработал бы несколько призов, но не дал свою картину на суд конкурентам (снял «12» с конкурса), в равной степени боясь получить или не получить «Нику». Ведь если одна национальная премия повторяет другую, одна из них не нужна, а если не повторяет, то какая же она национальная? Впрочем, российские кинематографисты давно живут в абсурдном мире, где двойка равна единице, а единица – нулю.

Почетную «Нику» за вклад в киноведение получила Майя Туровская. В начале 60-х она стала одним из лидеров «оттепельной» критической волны, а ныне занимает в отечественной кинокритике и киноведении роль прародительницы. Звание лучшего документального фильма завоевал «Рожденные в СССР. 21 год» Сергея

Мирошниченко (уже получивший «Золотого орла»). Лучшей анимационной работой стала «Снегурочка» Марии Муат, давшая повод к шутке, что академия впадает в детство.

Призами за творческие достижения года в телевизионном кино были награждены Сергей Урсуляк (сериал «Ликвидация») и Николай Досталь (сериал «Завещание Ленина»), который, как и Мирошниченко, добавил к одной крылатой премии еще одну. Типичное удвоение сущностей, сказал бы философ Оккам и полоснул бы лишнюю сущность названной в его честь «бритвой Оккама».

О «Монголе» почти все сказано, и добавить можно только одно – что к действительной истории Чингисхана и к отечественному кинематографу этот профессионально сделанный международный продукт имеет лишь косвенное отношение. Зато льет воду на нынешнюю политическую мельницу – славит сильную руку и пресловутую «вертикаль власти». Несмотря на то, что эта вертикаль, эта власть и эта рука когда-то разорили Русь и сбили ее с европейского пути развития. За сильную руку и сильную волю, которой не нужен никакой суд, высказались и «12». В противовес державному нажиму критики выставили в этом году черный «Груз 200» на «Белом слоне». Подводя итоги премиального киносезона, можно сказать, что соединение горизонтального мрака с вертикальным светом не что иное, как тяжкий крест российского кино.

"