Posted 24 января 2018,, 13:07
Published 24 января 2018,, 13:07
Modified 7 марта, 16:53
Updated 7 марта, 16:53
Уже довольно длительное время новости культурной жизни в России постоянно оживляет имя писателя Юрия Полякова. Недавно он со страниц своей «Литературной газеты» громил покойного Александра Солженицына, предупреждая, что делать из него «культовую фигуру» нельзя: «В противном случае власть всегда будет видеть перед собой потенциал для очередного болота», и тем самым как бы пытаясь урвать кусочек от славы и авторитета классика.
Уже в этом календарном году Поляков обрушился на одного из лучших театральных режиссеров Европы, руководителя театра им. Вахтангова Римаса Туминаса. Причем не погнушавшись и откровенной лжи, заявив в интервью «Крымской правде» буквально следующее:
«Должен заметить, что нынче мало театров, которые ставят современные пьесы. Например, в прославленном Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, <...> нынче нет ни одной! Я поинтересовался у художественного руководителя Римаса Туминаса: ‘‘Вам не интересна современная Россия, как гражданину Евросоюза? Тогда зачем вы работаете в русском театре?’’ Обиделся».
Слава богу, артисты театра, в том числе Владимир Этуш и Сергей Маковецкий, вступились за Туминаса и опубликовали «открытое письмо» писателю, где ложь Полякова разоблачили:
«Римаса Туминаса в качестве своего преемника на роль руководителя театра назвал народный артист СССР Михаил Ульянов, 20 лет руководивший Вахтанговским театром, которого трудно заподозрить в «низкопоклонстве перед Западом». За десять лет Римас Туминас превратил театр в один из самых успешных страны, что было отмечено, в том числе и Министром культуры РФ в его докладе Президенту России. Полные залы посещаемость в нашем театре за 2017 год составила 97 % – один из лучших показателей по стране...
...На трех сценах театра идут «Матренин двор» по А.И. Солженицыну, «Сергеев и городок» Олега Зайончковского, «Бенефис» Надежды Птушкиной, «Окаемовы дни» — фрагмент пьесы А. Афиногенова «Машенька», «Тихая моя Родина…» по русской поэзии ХХ века, «Любовь у трона» Андрея Максимова...»
Нет ровно никаких сомнений, что под «современными пьесами» Поляков имел в виду, не пьесы Максимова или Птушкиной, а исключительно свои.
Хотя казалось бы, ему грех жаловаться, его поделки регулярно ставятся в доронинском МХАТе имени. Горького, и по свидетельству самого автора имеют там оглушительный успех.
Более того, как пишет «Новая газета»:
«... в 2015 году Минкульт РФ провел в Москве (конечно, на полном госфинансировании!) Международный фестиваль современной русской драмы «Смотрины», полностью (!) отданный пьесам Полякова: «Хомо эректус», «Левая грудь Афродиты» и т.д. За международность отвечали постановки из Армении, Казахстана и венгерского города Кечкемет. До того единственным фестивалем одного драматурга в РФ был «Островский в Доме Островского» Малого театра: только его никогда не подавали и не пиарили с таким размахом, как «Смотрины» с историей сексуального свинга в семье олигарха («Хомо эректус») и прочими высотами духовности и патриотизма.
С 2015 года взяты и новые пики: именно Юрию Полякову доверил министр культуры РФ Владимир Мединский инсценировку своего романа «Стена». Работа над этим эпическим полотном идет во МХАТе им. М. Горького. Но… что-то постоянно гнетет Полякова...»
Вчера это постоянство вылилось в очередной пасквиль, теперь на комедию «Смерть Сталина», о которой Поляков выразился так:
«Общественный совет выскажет свою точку зрения о недопустимости навязывания нашему зрителю таких беспомощных с художественной точки зрения и злобных с идеологической точки зрения лент. Это явное навязывание и оскорбление наших гражданских и национальных чувств... Ни один человек не высказался в поддержку этого фильма как художественного, исторического произведения. Все говорили о том, что с профессиональной точки зрения это очень плохой фильм, абсолютно лживый. Это образчик идеологической борьбы с нашей страной. Это было единодушное мнение».
В результате, после абсолютно шизофренической реакции Госдумы на этот фильм, министр Мединский лишил его прокатного удостоверения...
Что же так гнетет Полякова? Отчего он не может успокоиться и полностью посвятить себя творчеству, которое одно способно пережить все политические и прочие волнения?
Ответ постарался дать в ФБ известный политолог Алексей Макаркин:
«А ведь человеческая драма.
Писатель стал популярным благодаря книгам, последовательно десакрализировавшим советские институты:
- армию (Сто дней до приказа).
- комсомол (ЧП районного масштаба).
- школу (Работа над ошибками).
- и, наконец, КПСС (Апофегей).
Эти книги читают до сих пор. По Апофегею недавно поставили сериал (неплохой, кстати). А затем вдруг писатель понял, что своими руками губил великую страну. Кстати, далеко не он один это понял.
Можно легко поверить в то, что, издавая свои десакрализирующие книги, он не только хотел популярности, но и искал выхода из той духоты, в которой оказалось общество. Исходил из того, что именно замшелая бюрократия подрывает величие страны, которое восстановится, стоит эту бюрократию подвинуть и заместить достойными людьми, коими богата земля российская. Достаточно в зеркало посмотреть, чтобы хотя бы одного такого увидеть.
Получилось иначе. И стал писатель деятельно раскаиваться - то есть выпускать одну за другой книги, разоблачавшие демократию и демократов.
А затем и возглавил «Литературную газету», превратив ее в мракобесное издание.
Но вот беда - времена изменились. Писатель в России перестал быть учителем жизни. Да и интерес к творчеству данного конкретного автора резко снизился.
Теперь он не в мейнстриме, а в нише - для ностальгируюшей по СССР аудитории. При этом немалая часть этой аудитории не может простить ему перестроечных книг. А многие прежние поклонники брезгливо от него отвернулись. Вот и приходится идти до конца - скандаля и обвиняя - то в том, что развалили страну, то в том, что не ставят его пьесы.
Даже более удачливого на сегодняшний день Прилепина подозревать в сговоре с либералами.
Но страну не восстановишь и популярность не вернешь.
Проехали, как говорится...»