Posted 23 января 2011,, 21:00

Published 23 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:25

Updated 8 марта, 06:25

Еще смешно?

Еще смешно?

23 января 2011, 21:00
Совсем недавно самым опасным обвинением в адрес любого театра при обращении к классике звучало слово «аллюзия». Иначе говоря, намек, ассоциация с явлениями современной жизни. Впрочем, так было не только вчера. Классика тем и отличается, что остается востребованной в веках: иначе какая же она классика? Другое дело, сего

Однако есть пьесы, которые, к сожалению, никак не могут утратить своей актуальности. Не верите? Тогда сходите на премьеру «Ревизора» в Театр на Малой Бронной. Казалось бы, комедия эта не сходит со сцены скоро почти два столетия. И дело не в недавнем юбилее автора, а в этой самой актуальности. Временами кажется, что режиссер слишком вольно обошелся с текстом – до того он звучит злободневно. И взяточничество, и коррупция, и произвол, и очковтирательство...

Почти каждая новая встреча с «Ревизором» не столько радует, сколько огорчает по причине бесперспективности существенных перемен в нашей жизни. И снова в финале возникает вопрос: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

Режиссер Сергей Голомазов занял в спектакле опытных актеров и своих вчерашних студентов. Дебютанты и ветераны составили завидную команду, где никто не пытается натянуть одеяло на себя, но и в собственные ворота, простите, мяч никто не пропустит. Ни хитрющий слуга Осип – Дмитрий Сердюк, ни Доктор Гибнер, ни слова не говорящий по-русски – Александр Шульц, ни Марья Антоновна, барышня, знающая себе цену, увлекающаяся чтением книг и… фитнесом, – Таисия Ручковская. А сколько энергии обнаруживает в Хлестакове Даниил Страхов: ее бы направить в мирное русло. Он легко переходит из состояния полного отчаяния к абсолютной эйфории, словно дитя малое. И врет с таким упоением, что сам в это верит!

Впрочем, активности не занимать и Владимиру Ершову – Землянике, сплетнику и бестии, каких свет не видел. И Геннадию Сайфулину – Ляпкину-Тяпкину, вообразившему себя по какой-то причине вольнодумцем. И Ларисе Парамоновой – Анне Андреевне, хоть сейчас на все готовой. И Виктору Лакиреву – Почтмейстеру, человеку без предрассудков и потому способному на любую пакость. И Сергею Кизасу – Добчинскому, и Егору Сачкову – Бобчинскому, в силу заданности характера не успевающим трезво оценить обстановку, – все они вертятся в одной карусели. Разве что Антон Антонович – Леонид Каневский и Хлопов – Дмитрий Асташевич живут в каком-то другом ритме. Первый старается лишний раз не суетиться, чтобы не выдать свое волнение. Второй же, похоже, от природы флегматик. И там, где другие уже все решили, он никак не может сказать ни да ни нет…

Разумеется, театр не несет «ответственность» за то, что пьеса Гоголя столько лет не теряет своей актуальности и злободневности. Больше того, думаю, Николай Васильевич и сам был бы рад, если бы сюжет «Ревизора» вдруг утратил свою актуальность. Впрочем, может быть, когда-нибудь мы и перестанем смеяться, осознав, что «Ревизор» – пьеса не такая уж смешная, скорее страшная…

"