Posted 22 декабря 2009,, 21:00

Published 22 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Почему коза танцует

Почему коза танцует

22 декабря 2009, 21:00
Конец года в московском балете ознаменовался модой на Виктора Гюго. Спектакль по его роману «Собор Парижской богоматери» недавно показал Музыкальный театр, а теперь готовит и Большой. Премьера «Эсмеральды» пройдет в ГАБТе с 25 по 27 декабря. Блокбастер по мотивам старинного спектакля делают худрук балета театра Юрий Бу

Древние балеты, сохранившиеся до наших дней, похожи на слоеный пирог: в них несколько уровней, привнесенных редакторами разных времен и народов. Но в последние годы и Мариинка, и Большой полюбили аутентичность по принципу «восстановим старинный спектакль в том виде, как он шел в XIX веке». В спорах о плюсах и минусах данного подхода (и о самой возможности восстановить утраченное) разругались многие критики. Широкая публика, впрочем, не подозревает о таких профессиональных тонкостях, но знает, что новое название в афише сулит приятное разнообразие в череде «Лебединых озер» и новогодних «Щелкунчиков».

«Эсмеральда» приглянулась ГАБТу, потому что это, по словам Бурлаки, «большой балет с большими страстями». За основу проекта театр взял петербургский спектакль 1899 года, сотворенный хореографом Императорских театров Мариусом Петипа не на пустом месте: мэтр отредактировал предшественника Жюля Перро, поставившего «Эсмеральду» еще при жизни автора романа. Гюго, видимо, был рад переносу своего детища в музыкальный театр. Он не только дал согласие на радикальные изменения сюжета, но сам написал либретто для музыкального театра. В балете на музыку Пуни, впервые показанном в 1844 году, сохранялись главные персонажи – поэт Гренгуар, архидьякон Клод Фролло и добрый урод Квазимодо. Главной «примочкой» стал хеппи-энд: героиню не казнили по ложному обвинению, и плясунья спасалась благодаря своевременному вмешательству капитана Феба. А он, в свою очередь, из бессердечного ловеласа превратился во влюбленного и благонравного юношу. С момента создания спектакль много кочевал по сценам мира и прижился в России, где получил не только новую хореографию, но и отличных балерин для роли Эсмеральды. Чего стоила одна только Матильда Кшесинская, игравшая бедную цыганку в дорогих бриллиантах…

Старинный балет, по мнению Бурлаки, должен выглядеть действительно старинным во всем – от декораций до мизансцен. Но в этот раз несгибаемый пассеист дрогнул. Приняв как данность, что буквализм не всегда идет искусству на пользу, многое вообще утрачено, а длинноты могут быть и у классиков, Бурлака запустил проект по принципу «все хорошее нам пригодится». Новый спектакль – своеобразный путеводитель по собственной истории: в основе конкретная постановка конца XIX века, дополненная фрагментами позднейших редакций и вновь сочиненными танцами. Что гарантировано, так это декорации под средневековье и костюмы а-ля пятнадцатый век. Главное, по мнению соавторов, – сохранить ауру старинного балета. Поэтому все возможные исторические исследования ими были проведены и все архивы тщательно изучены. После этого нужно было найти баланс между игрой в неторопливую старину и привычкой к динамике, свойственной нашим дням. Впрочем, густонаселенный спектакль (в нем есть цыгане и солдаты, аристократы и горожане, нимфы и шуты, поэты и бандиты – обитатели парижского дна) вряд ли кого заставит скучать. Балет сделан на интригующих контрастах: эксцентрические танцы толпы сменяются камерными эпизодами и смачными мимическими «играми», в которых демонстрируются всевозможные достоинства и пороки – от предательства и похоти до всепрощения и любви.

Главную роль, как сообщает анонс театра, «будут танцевать артистки разного возраста и разного сценического опыта». Среди исполнительниц – известные танцовщицы Мария Александрова и Наталья Осипова. Можно не сомневаться, что средневековая парижанка у них получится разной: Александрова тяготеет к «ролевой игре», за которой ощущается торжественное присутствие прима-балерины, а Осипова – к непосредственности и жизнерадостной страстности. Кроме танцев, балеринам придется заняться дрессурой: в соответствии с традицией все Эсмеральды выходят на сцену с ручной козочкой.

"