Posted 22 декабря 2009,, 21:00

Published 22 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Утолили жажду эйфории

Утолили жажду эйфории

22 декабря 2009, 21:00
Фильмы фестиваля «Зимняя эйфория», завершившегося вчера в российской столице, выйдут в мировой прокат только в новом году. Таким образом, киноманы могли оценить то, что массовый зритель будет смаковать лишь в январе, феврале, а то и марте. По словам куратора программы, президента ФИПРЕССИ Андрея Плахова, отобранные фил

Открылся фестиваль режиссерским дебютом Гильермо Арриаги «Пылающая равнина», заявленным как интеллектуальная мелодрама. И это дает неправильный настрой. Если подразумевается социальный интеллект, способствующий правильной оценке людей для успешной адаптации, или эмоциональный интеллект, базируемый на самосознании и самоконтроле, то всего этого в фильме нет. Скорее наоборот: «Пылающая равнина» подается как баночка с детским питанием. Никому не навредит, и жевать не надо. Самобытный мексиканский сценарист Арриаги режиссерским опытом отодвинул от себя собственные успехи сценарных работ «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон». Получилось стандартное кино – для американцев, то есть для всех. В центре событий – американская семья, соответственно все дурные поступки должны быть серьезно мотивированы, а затем начищены до нравственного блеска. Мать семейства не может просто влюбиться, только если муж – импотент. Брошенная дочь обязательно находит и перевоспитывает блудную мать. Безнадежно больной отец обязательно выздоравливает. Все обязательно счастливы. Но прощаем режиссера уже за то, что он вернул на экран Ким Бейсингер. Багаж из «Девяти с половиной недель» придает облику актрисы весомое прошлое, которое помогает ей заниматься любовью посреди поля, в трейлере, невзирая на годы...

«Мамонт» – фильм модного шведского режиссера Лукаса Мудиссона. Экспериментатор в области радикального киноавангарда («Дыра в моем сердце», «Контейнер»), он вдруг вернулся к жанровому кино и пригласил в картину звезд Гаэля Гарсиа Берналя и Мишель Уильямс. И опять главный герой – американская образцово-показательная семья, на сей раз во главе с владельцем успешного интернет-проекта, который тоже изменяет. Но его измена не спровоцирована семейными обстоятельствами, он любит и любим. Его просто соблазнили по-тайски. Обостренное чувство вины подогревает семейное счастье. Впрочем, режиссер считает себя обязанным подчеркнуть, что не все в этом мире счастливы. Не всем, как герою Берналя, дарят авторучки из кости мамонта за 3 тыс. долларов. Где-то на Филиппинах голодают дети. И в Таиланде голодают. Да и в Америке, но не в этом фильме. В этом – американские родители очень много работают, а их маленькая дочь привязывается к няне – филиппинке, сын которой, пока она зарабатывает в Нью-Йорке, попадает в беду. Потому что мамы должны жить с детьми. И большую часть времени отдавать детям. Но даже это не спасет мир от голода и пороков. В свое время Мудиссону за порнопровокационность фильма «Дыра в моем сердце» сильно попало от критиков и зрителей. Попадет и теперь, но за другое. Не случайно «Мамонта» уже освистали журналисты на Берлинском кинофестивале. Это настоящий «мексиканский сериал»! И никакие размышления о Вселенной, о звездах, вечных мамонтах и вечных семейных ценностях фильм не спасают. Но зато как хороши пейзажи Таиланда, океан, девочки, как чертовски обворожителен Берналь с его масляными, кошачьими глазами!

Ширин Нешат (знаменитая художница видеоарта) и писательница Шоджа Азари – изгои в родном Иране. За пределами родины они сняли фильм «Женщины без мужчин», запрещенный к показу в Исламской Республике Иран. Да и роман, который лег в основу фильма, тоже запрещен. Однако мода на иранский кинематограф и все эти запреты привели картину к престижной награде – венецианскому «Серебряному льву» за лучшую режиссуру. На фоне военного путча 1953 года четыре женщины – богатая домохозяйка, проститутка, старая дева и молодая женщина, которая хочет выйти замуж, пытаются изменить свои судьбы, но сталкиваются с ситуацией полного бесправия. Политика, ислам, вооруженный путч – темы не женские, но дебютант – режиссер вписала их в пространство поэтических аллегорий. Визуальные метафоры передают состояние героинь точнее, чем сюжет и тексты.

Исландский режиссер Балтазар Кормакур в течение нескольких лет был забыт нашими прокатчиками. Между тем все эти годы он тренировался в Голливуде. Последний фильм «Свадьба белой ночью» доказал, что и в Голливуде режиссер не забыл о своих корнях. И хотя прокатчики приобрели всего одну копию, есть надежда, что хотя бы московский зритель увидит эту замечательную работу. Жизнь ставит вопросы, на которые нет ответов. Если человек счастлив больше десяти минут, он слабоумен. Правильные вещи обязательно переплетаются с неправильными. Жизнь прекрасна тем, что абсурдна. И все персонажи совершают абсурдные поступки, иначе крошечный поселок на самом севере Исландии давно бы вымер. Мечущиеся персонажи напоминают чеховских героев, что-то из «Дяди Вани», что-то из «Чайки»...

Самый жизнеутверждающий фильм – «Душевная кухня» Фатиха Акина. Режиссер хорошо известен нашему зрителю по картине «Головой о стену». Как и там, в новой работе мастера снимался Адам Бусдукос, он и соавтор сценария. Два брата, грека (второго играет Мориц Бляйбтрой) живут в Германии. Один – хозяин небольшого ресторанчика, второй – повеса и вор. На них сваливается такое количество несчастий, что хоть «головой о стену». Но если ты – хороший человек, у тебя все получится. И даже драма превратится в комедию.

"