Posted 22 ноября 2011,, 20:00

Published 22 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:00

Updated 8 марта, 06:00

Руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков

Руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков

22 ноября 2011, 20:00
Недавно Общественный совет столицы обсудил государственную «культурную» программу Москвы на 2012–2016 годы. Этот документ уже стал своего рода сенсацией. Впервые четко сформулирована политика города в этой области – с целями, задачами, приоритетами. Впервые предусматривается столь значительное увеличение «культурного»

– Сергей Александрович, что вам кажется наиболее сложным в предстоящей работе по реализации программы? Ведь основной аргумент, на который ссылались ваши предшественники – хроническое отсутствие средств, – судя по бюджету программы, теряет свою актуальность…

– Действительно, на культуру со следующего года выделяется значительно больше средств, чем раньше. Но это тоже отчасти лукавство… Все упирается в определение приоритетов. Наш главный приоритет сегодня – культура должна быть для москвичей. И мы намерены этого добиться. Попробую объяснить на примерах. Вот мы с вами беседуем в Музее Пушкина. Сегодня это уже не музей в традиционном, архаичном понимании, а современный культурный центр. Да, у него есть постоянная и выставочные экспозиции. Но здесь происходит очень много разных вещей – начиная от съемок телевизионных программ до просветительских и образовательных лекций. Здесь кипит культурная жизнь, масштабы и содержание которой значительно шире обычных музейных функций. Мы должны ориентироваться примерно на такую модель работы музеев. Далее. Какой должна быть современная библиотека? По-прежнему хранилищем книг, библиотечного фонда? Или медиа-центром, где есть курсы для пожилых людей по обучению работе с компьютером, Интернетом, где можно узнать театральную и киноафишу, распечатать нужную справку, даже купить билет в театр, а не ехать за ним специально в центр города. Знаете, в чем основная проблема Москвы? По нашим сведениям, 70 процентов всех учреждений культуры находятся в центре. Иными словами, право на равный доступ к культурным ценностям даже для москвичей пока остается скорее декларацией. Сегодня мы прорабатываем программу, по которой московские театры поедут на гастроли в спальные районы столицы – в школы, в ДК, на любые площадки, которые там есть. И кстати, предстоит еще разобраться, что есть, где и чем занимается – провести своего рода инвентаризацию всех помещений, закрепленных за культурой. Конечно, модернизация учреждений культуры, внедрение инноваций – это требование времени. Мы, например, хотим, чтобы Москва вошла в пятерку городов мира по количеству Интернета в общественных пространствах. Но надо попытаться эффективно использовать и то, что мы получили в наследство от советской системы. Использовать, развивать и наполнять новым содержанием. Вот, скажем, в Музее Маяковского есть зал на 500 мест, где можно устраивать и диспуты, и фестивали поэзии, и другие вечера. Именно это со временем сформирует вокруг него ту атмосферу, ту среду, для которой культура станет неотъемлемой и важной характеристикой качества жизни. Пока мы не делим учреждения культуры на государственные, муниципальные и частные. Наша задача – понять, в каких округах на «культурной карте» у нас образовались лакуны. И в этих случаях с помощью Москомимущества найти 200–300 квадратных метров, чтобы создать там какие-то культурные очаги. Причем мы готовы отдавать эти помещения и энтузиастам по социальной цене, если их деятельность окажется действительно полезной для местного сообщества жителей.

– Энтузиастов, возможно, и хватит. Москвичи – люди активные. Но даже в действующих и, видимо, выполняющих какой-то план учреждениях культуры руководитель – далеко не всегда лидер, стоящий на уровне предложенных ему временем задач…

– Действительно, у нас много провинциальных – в худшем значении этого слова – учреждений культуры, не соответствующих уровню даже крупных городов России. Конечно, мы должны их развивать, подтягивать до нового уровня. Но культура – это особая сфера человеческой деятельности. К сожалению, так не получится – дал распоряжение из мэрии, и все построились. Есть адекватный директор – значит есть работа. Есть на другом конце провода человек, который тебя понимает, ты можешь с ним работать. А если не понимает? Разумеется, необходимо повышать квалификацию наших кадров, развивать их потенциал. В программе предусмотрена переподготовка 3 тысяч специалистов. Со следующего года на базе Центра имени Мейерхольда начнет работать Школа театрального лидера, где в течение полутора лет будут обучаться директора, завлиты, худруки. Мы возлагаем большие надежды на этот проект. Но существует и другая проблема – мы практически ничего не знаем о москвичах, их запросах и культурных предпочтениях. Москва – очень живой и быстро меняющийся город. Посмотрите, вот здесь, в переулках Арбата, огромное количество библиотек. Раньше здесь жила партийная номенклатура, деятели искусства и науки, были большие семьи и много детей. Тогда библиотеки были востребованы – в той градостроительной и демографической логике. Сегодня квартиры проданы, дома частично снесены, построено элитное жилье. Теперь здесь живут другие люди, и посещаемость библиотек катастрофически упала. Что делать и в какой последовательности? Я думаю, прежде всего, необходимо составить социально-психологический портрет москвичей, которые живут в этом районе, понять, что им нужно, какая культура будет ими востребована, и работать в этом направлении. Другими словами, надо создавать кластеры, когда жители определенного района получают именно ту культурную среду, которая им органична. И только в этом случае культура действительно станет одним из критериев качества жизни москвичей. Я понимаю, когда молодые люди говорят, что в ближайшем к ним ДК делать нечего – прошлый век. Но беда в том, что и пожилым людям там нечего делать. Поэтому они и сидят у телевизоров или у подъездов…

– Как бы вы сформулировали основные принципы культурной политики Москвы?

– Не хочется разговаривать с вами на бюрократическом языке – я его еще не выучил. Поэтому попробую объяснить их на конкретных примерах. Вот со 2 по 9 января все московские музеи будут работать бесплатно. Принцип? Маленький, но все-таки принцип. То, что один день в неделю (по четвергам. – «НИ») музеи будут работать до 21 часа – тоже маленький, но принцип. А один раз в месяц вообще предусмотрено бесплатное посещение. (Недавно принято решение, что этим днем станет каждое третье воскресенье месяца. – «НИ»). Мы хотим переговорить с директорами театров, чтобы спектакли начинались в 19.30. Все равно они так и начинаются, но люди, чтобы вовремя попасть в театр после работы, спешат, нервничают. Почему, собственно, их на это обрекают? Иными словами, вся система культурных учреждений, представлений и мероприятий должна быть адаптирована под нужды населения, должна быть комфортна для него. И в этом направлении тоже предстоит большая работа. А возьмите расторжение договоров аренды с ресторанами, которые буквально облепили многие театральные здания. Нередко вытяжки работают плохо. И публика не понимает, куда она попала – в храм искусства или на кухню. Давайте и этим заниматься.

– Кстати, о театрах. Городской бюджет содержит 88 театров. Много это или мало для такого мегаполиса, как Москва?

– Если брать статистику западных стран, то мало. Но там театры не находятся на госфинансировании. Если посчитать средства, которые на театры тратятся, то много. Особенно когда знаешь, что у нас есть театры, где заполняемость зала составляет в среднем в год 21 процент, а с учетом новогодних елок, можно считать, что это пустые залы. У нас всего четыре театра, максимум шесть, где есть – как бы это выразиться – уважение к деньгам. А у остальных из 11 миллиардов, что мы тратим на театры, 8 миллиардов составляет фонд заработной платы. Конечно, город будет поддерживать постановки для детей и юношества – это совершенно особый вид театрального искусства, и пока нельзя сказать, что мы добились тут впечатляющих успехов. Будем финансировать режиссеров – и тех, кто намерен работать с постоянной труппой, и тех, кто будет собирать труппу под конкретную постановку. При трех театрах планируется открыть экспериментальные студии. Выделим деньги для гастролей московских театров по России, а не только за рубеж. Потому что московская культура должна быть известна в российских регионах и широко там представлена.

– Видимо, и творческие союзы будут ждать от вас поддержки. Скажем, фонд мастерских, которым располагает Союз художников, не пополнялся лет 40. Те же, что были, уже большей частью приватизированы и даже переданы по наследству. А отсутствие мастерской для молодого художника – это почти запрет на профессию…

– Когда мы проведем инвентаризацию помещений, о которой я говорил, возможно, найдется место и для мастерских. Пока не известен ни объем помещений, ни масштаб потребностей в них. Однако в случае если город выделит художнику мастерскую, с ним будет заключен четкий и ясный договор – во-первых, не пожизненный, во-вторых, конкретно прописывающий, чем именно этот мастер будет полезен москвичам. А потом, надеюсь, художники станут великими, начнут дорого продавать свои картины, разбогатеют и будут сами арендовать себе мастерские.

– Программа – это все-таки, прежде всего, бюджет: на какие направления сколько предусмотрено средств. Содержание ее станет понятно из кадровой политики департамента. Но вам лично как участнику московской культурной жизни, чего в ней не хватает? И почему Москва все-таки пока проигрывает культурным столицам мира?

– Мне как отцу не хватает объектов, где можно приобщать детей к культуре в легкой, понятной форме, чтобы им было интересно и нравилось в этом развиваться. Что касается второго вопроса, то Москва проигрывает другим городам, потому что у нас сама система культуры не приспособлена для человека. Коммуникация культуры с обществом должна быть более современной. Людям важно найти свое сообщество, где они встречали бы близких им по духу людей. И надо создавать для них такие возможности – для одних это может быть рок-фестиваль, для других – музей, для третьих – какие-то неформальные объединения. А мы устраиваем лазерное шоу на Воробьевых горах, где собирается 800 тысяч человек. Это войска надо вводить, чтобы друг друга не подавили. И над кем мы издеваемся? Над москвичами. Вы знаете, у нас принято как-то переживать, что иностранные туристы к нам едут не так охотно, как в другие европейские столицы. Но и люди из российских регионов, и москвичи уже вполне кредитоспособны. И с удовольствием купят на память сувенир в музее – если им, конечно, его предложат. Другое дело, что москвичи – народ балованный, они готовы платить – но за качество. Вот над этим нам и предстоит работать.

"