Posted 22 октября 2008,, 20:00

Published 22 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Эзоповы гастроли

Эзоповы гастроли

22 октября 2008, 20:00
Во вторник в Петербурге открылась новая выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». В крошечном зале итальянских террас зрителям были представлены два живописных полотна великого испанского художника Веласкеса «Эзоп» и «Менипп» из коллекции музея Прадо. Шедевры приехали в Северную столицу «по обмену». С первого

Как подчеркнул, открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, два мировых музея обменялись достойными произведениями искусства: в Прадо временно отправилось «Святое семейство» Рембрандта.

«Когда мы говорим о Веласкесе и его влиянии на мировую живопись, мы в первую очередь обращаем внимание на роскошную гамму коричневых и черных цветов, которыми в совершенстве владел этот мастер», – рассказывает куратор выставки, доктор искусствоведения Людмила Каганэ. Перед нами на мрачных бордовых стенах две темные фигуры в полный рост (размер холстов 179 на 94 см). Справа саркастичный Менипп, слева Эзоп, готовый разразиться злословием. Античные мудрецы представлены в виде нищих, взирающих на окружающий мир свысока. Обе фигуры, показанные с низкой точки, рисуются величественными силуэтами.

По легенде, живший в VI веке до н.э. баснописец Эзоп был рабом, отпущенным на свободу, и в то же время беспощадным остроумным автором моральных сентенций. Как известно, он погиб, став жертвой своего злословия и критики человеческих пороков.

Баснописец Эзоп

На картине Веласкес изобразил Эзопа с книгой под мышкой, с грустью и вызовом рассматривающего зрителей. Внизу рядом с ним,с одной стороны, лохань и тряпка – намек на повседневные занятия раба, с другой стороны – уложенные в дорогу вещи, книги и золотая чаша, в краже которой обвинили баснописца для того, чтобы сбросить его с горы в городе Дельфы.

Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке до н.э., был освобожденным рабом, сумел разбогатеть на ростовщичестве, затем разорился и покончил с собой, повесившись. Как видим, судьба ростовщиков, то есть людей, которые позже стали называться банкирами, во все времена жизни человечества была не всегда завидной. Финансовый кризис ростовщика Мениппа может и сегодня служить назиданием для современников. Менипп отрицал ученые знания. На картине этот мудрец саркастически улыбается, повернувшись к зрителям вполоборота. Он попирает книги у своих ног. А сбоку от философа художник намекнул на особые обстоятельства в жизни Мениппа и изобразил кувшин, который в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной.

Как сообщила «НИ» Людмила Каганэ, готовя выставку, она обратила внимание на еще одно полотно Веласкеса, написанное в той же манере, что и его двое мудрецов, – «Марс». «Я полагаю, что все три полотна составляют триптих, но это пока лишь только моя гипотеза, а не официальная точка зрения, – говорит Людмила Каганэ. – Уж очень необычен «Марс» в трактовке Веласкеса. Это не молодой грозный и прекрасный бог войны, а начинающий стареть человек среднего возраста. Он сидит на постели, едва прикрытый, но в шлеме, оружие брошено у ног. Образ бога войны явно снижен. В такой интерпретации можно усмотреть намек на увлечение Марсом любовными утехами в ущерб его главному занятию. Не исключено, что когда-нибудь эти три полотна будут экспонировать вместе и о моей гипотезе вспомнят».

Справка «НИ»

Диего ВЕЛАСКЕС (1599–1660) в течение 40 лет был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV. Позже из собрания испанского королевского дома родился музей Прадо, в итоге именно там хранится лучшая в мире коллекция живописи Веласкеса – почти 50 полотен и рисунков великого мастера. В то же время в эрмитажном собрании испанской живописи XVII века всего три работы Веласкеса, написанные им на раннем этапе творчества.

"