Posted 22 октября 2006,, 20:00

Published 22 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Юрий Маликов

Юрий Маликов

22 октября 2006, 20:00
Один из наиболее ярких вокально-инструментальных ансамблей страны – «Самоцветы» готовится отметить свое 35-летие. Бессменный руководитель группы Юрий МАЛИКОВ – в предъюбилейных хлопотах: необходимо подготовить программу, оборудование, пригласить гостей и решить прочие оргвопросы. Как и 35 лет назад, Маликов-старший пре

– Юрий Федорович, как «Самоцветы» готовятся к 35-летию?

– В первую очередь юбилей складывается из песен. Мы хотим напомнить поклонникам о том, как они собирались на наших концертах – на стадионах, во дворцах спорта, в зданиях филармоний. Решили собрать их всех вместе в Кремлевском дворце и у экранов телевизоров. Будет много неожиданных, необычных выступлений и произведений. К этому юбилею готовлюсь не только я, но и мои дети, Дмитрий и Инна. Более того, именно они стали тем мотором, который меня и завел. После них уже я включил свой творческий и человеческий ресурс, пригласив участвовать всех своих друзей, с кем прошел этот, если говорить высокопарно, творческий путь.

– В начале 70-х вам еще не было 30, но удалось собрать столь яркий ансамбль. Как так получилось?

– Опять-таки важно было зажечь в себе эту искру. Захотеть. Наверное, это необходимая черта творческого человека – когда появляется интересная творческая идея, она зажигает людей, и они начинают об этом думать. Ты начинаешь творить, соображать, не спать или просыпаться ночью с мыслями, которые тебе кажутся интересными. И когда эту искру мне удалось зажечь в ребятах, которым было так же, как и мне – от 20 до 30 лет, заинтересовать сначала идеей, потом – музыкой, все стало получаться. Хотя с музыкой не всегда было все в порядке. Кому-то хотелось петь на английском Beatles, кто-то симпатизировал Rolling Stones, кто-то уважал советскую песню. Объединить разных людей, конечно, было очень сложно.

– В чем отличие музыкальной группы от вокально-инструментального ансамбля?

– Как раз в том, что вокально-инструментальный жанр – творчество коллективное. А в группе обязательно есть солист-лидер – как Меркьюри в Queen или Андрей Макаревич в «Машине времени». А вот Beatles – уже вокально-инструментальный ансамбль – четверо равноправных. В «Песнярах», «Самоцветах» или «Веселых ребятах» каждый из нас мог бы быть лидером. И жизнь впоследствии это доказала – Сергей Березин создал ансамбль «Пламя», Юрий Петерсон и Алексей Кондаков сделали «Пламя 2000», Анатолий Могилевский известен сольной карьерой, Вячеслав Добрынин, который пришел к нам как гитарист и певец, сделал ярчайшую сольную карьеру, в том числе композиторскую. Владимир Винокур, который тоже у нас работал, стал блистательным пародистом, юмористом. Владимир Кузьмин, Сергей Беликов, Алексей Глызин, Александр Барыкин, Дмитрий Маликов – далеко не все, кто начинал свой путь в нашем ансамбле и стал потом настоящей индивидуальностью. Другие, может быть, были менее заметны, но их творчество – это наш фундамент, на котором все строится. Кстати, открою секрет, в рамках юбилейного концерта я хочу собрать вместе всех барабанщиков, которые у нас когда-либо играли. Они готовят совместный номер, хотя никогда раньше не играли вместе.

– Когда вы учились в консерватории, вашей кафедрой заведовал Ростропович. Он был строгим преподавателем?

– Мстислав Леопольдович в то время был очень молодым – чуть больше 35 лет, хотя уже очень известным. Да, он создавал ощущение очень строгого человека, во всяком случае мы его боялись. Но в жизни он веселый. Вообще консерватория была для меня святым местом, храмом искусств. В таких местах становишься дисциплинированным, организованным. И действительно, тогда я очень многое успевал. Недавно мы с Димой попали в кабинет ректора, и там хотя все стало демократичнее, там люди другие, та былая строгость все равно ощущается.

– А вы сами – строгий экзаменатор? В разные годы наверняка множество солистов приходилось отбирать...

– Стараюсь сочетать в себе доброту и строгость. Стараюсь не обидеть людей, хотя обстоятельства могут вывести из себя. Хочется по-доброму, но иногда приходится говорить правду, ведь кто-то не вполне отдает себе отчет, что такое труд музыканта. Они думают, что если кого-то показали по телевизору, то это дает повод расслабиться. А это, наоборот, ответственность. Но по прошествии иногда даже двадцати лет люди подходили ко мне и говорили: «Какой ты молодец, что говорил со мной честно, иначе судьба моя не сложилась бы».

"